БИРОБИДЖАН, 3 марта, «Город на Бире» – В прошлом номере «Ди Вох» я писала о том, как была участницей еврейского семинара для девушек. На этой неделе я возила в еврейский лагерь ребят, с которыми по воскресеньям мы занимаемся в синагоге. Выездной семинар проходил под Хабаровском, на базе «Заимка». Из Биробиджана в нём участвовали восемь ребят, двое вожатых и наш раввин Эли Рисс. Плюс был мадрих* из Хабаровска вместе со своими ребятами и наши наставники: Мирьям Гиличинская и Довид Куфлик (автор группового селфи), специально прилетевшие из Израиля. А Довиду так ещё и досталась «почётная» миссия – привезти на семинар кошерную еду, включая сладости и мясо. Говорит, сумка потянула почти на 50 килограммов. Благо, у Довида есть золотая карточка «Аэрофлота», так что не так уж и дорого ему обошёлся перевес.
Семинар называется «Шаббатон», потому что проводится с утра пятницы до обеда воскресенья. Ключевое событие – встреча Субботы, соблюдение всех шаббатних традиций. Как для многих наших ребят этот лагерь был первым в их жизни, так для меня он стал своеобразным боевым крещением в роли мадриха. Одно дело – вести двухчасовые занятия раз в неделю, и совсем другое – обеспечивать безопасность детей, организовывать им досуг, питание, комфортное проживание, решать вопросы где постирать носки, как погладить рубашку, почему телефон нужно оставить в комнате и как уснуть после отбоя, если в кафе команда мужиков-волейболистов отмечает 23 февраля...
Надеюсь, мы справились. С голоду никто не опух, хотя регулярно жаловались на жареный лук в рожках. Спасли привезённые Довидом сладости да шаббатняя трапеза, где каждому юному привереде нашлось блюдо по вкусу.
И такое рассказал,
До того красиво! –
Я чуть было не попал
В лапы Тель-Авива.
«Мишка Шифман», 1972 г.
В деле обеспечения безопасности нам помогали все вокруг. Даже тренер детской хоккейной команды, которая остановилась в этой же гостинице на сборах. Он узрел, что его мальчишки начали приставать к нашим, требуя «ответить» за кипу, и, видимо, решил не упускать воспитательный момент. «Да какая тебе разница, кто тут русский?!» – тридцать минут кричал он в коридоре, а провинившиеся пацаны ходили туда-сюда гусиным шагом, а потом отжимались. Впрочем, виновники конфликта с нашей стороны отжимались тоже – для профилактики межнациональной розни.
А вот с пьяной тёткой справилась только администратор гостиницы. Мадам сначала долго не хотела уходить с нашей шаббатней трапезы, всё спрашивала, похожа ли она на еврейку, пыталась потрогать раввинов. Потом поднялась наверх и начала обзывать наших детей фашистами и жидами. Пришлось звать на помощь местное начальство. Бунтовщицу угомонили, а дети ещё и на утро ходили по коридорам озираясь.
Церемония зажигания субботних свечей.
И всё же мелкие неприятности не испортили общего впечатления. В целом всё задуманное удалось. На подведении итогов дети больше всего вспоминали катание на коньках и мастер-класс по изготовлению карнавальных масок на Пурим. Некоторые отметили особую шаббатнюю атмосферу, когда все заботы позади, телефоны отключены, есть только мы, вкусная еда, зажженные свечи и красивые субботние песни.
Для меня это тоже был первый Шаббат вообще без телефона. Обычно я довольствуюсь правилом не нарушать Субботу публично, но здесь я жила в одной комнате с Мирьям, которая соблюдает все традиции, и выключила смартфон изначально из уважения к ней. За 25 часов я не вспомнила о гаджете ни разу! Надеюсь, что наши ребята, которые попробовали отказаться от электронных устройств вместе с мадрихами, испытали такие же положительные эмоции.
Вера КРАВЕЦ
* Мадрих – в переводе с иврита означает «указывающий дорогу». Применительно к молодёжному лагерю – глава группы, вожатый.