БИРОБИДЖАН, 7 мая, «Город на Бире» – Добрый день, милые дамы, наши постоянные читательницы и не только. В преддверии дня 71-й годовщины Великой Победы мы не могли обойти тему жизни в военные годы, погрузившие страну в непростой период. Хотели узнать особенности жизни молодых женщин, мам и их дочерей.
Очень часто мы слышим рассказы о том, что многодетные семьи в те годы голодали, а из одежды имели одну пару валенок и телогрейку на всю семью. И детей бывало с десяток, но выживали, да ещё и на заводах в тылу трудились наши прабабушки и бабушки. Желание оставаться женщиной всё же у многих теплилось в душе.
92-летняя Валентина Ивановна Криволуцкая – троюродная бабушка моей близкой приятельницы. Живёт Валентина Ивановна в Красноярске всю свою долгую и непростую жизнь. Рассказала, как повзрослели все разом, когда из «этой тарелки» донеслась весть о начале войны.
- Я как представила, что наших ребят заберут сейчас на эту войну, что убивать будут – стало невероятно страшно, - рассказывает ветеран войны. Брат её в 14-летнем возрасте отправился юнгой во Владивосток, а сестра, которая была старше её на четыре года, ушла на фронт.
– Очень трудные времена начались. Мы и до этого не жили богато. Да все тогда так жили. Было как-то ровно всё. Мама в роддоме работала – много никогда не получала. Сестра, что зарабатывала – тратила на себя. Нам все родственники помогали. Кто чем мог. А тут и сестра уехала, и брат. Мать больная… Я тогда решила, что работать нужно. Вскоре из Ленинграда переехал радиозавод в здание Технического института, туда я и отправилась проситься на работу.
Не сразу взяли её, но упорство сыграло своё дело. Стала работать на заводе – паять важные детали.
- Девчонки там все молодые работали. Лето же было, все в ситцевых платьях пришли. Симпатичные, горя не знающие… Ответственность очень большая у нас была, потому не о нарядах особых, ни о том, чтобы лицо красить и мысли не было. На лето, правда, просили ребят из «деревянного» цеха нам каблучки сделать, потому что мы уже набрали себе ремешков и резины, из упаковок для больших ламп, которые приходили для цехов. Так парни нам и делали босоножки, которых нам на целое лето хватало.
Всегда молодёжь поддерживала и помогала друг другу. Вспоминает Валентина, как кто-то украл у неё карточки на хлеб на целый месяц, так коллеги целый стол кусочков столь драгоценного продукта натащили. Лишь бы не голодала семья нашей героини.
В 1943 году, когда Валентине Ивановне было уже 19 лет, она смогла купить свой первый отрез ситца, для платья, которое она сшила специально для похода на демонстрацию 1 мая.
- После войны работы меньше не было, но все как будто «оттаяли», - рассказывает тыловик. - Тогда уже и зарплату стали давать, девчонки начали брови и ресницы подкрашивать карандашом специальным «Для бровей». Да мне это не нужно было – всю жизнь и волосы и брови чёрными были.
Первая шуба молодой Валентины была из шкурок крота.
– Красивая очень, да вид свой быстро потеряла… Оно и понятно, крот-то животное такое… А губы стала красить только в 40 лет!
Была наша героиня и женой, и матерью, да это тоже не весёлая история, когда женщина по очереди похоронила и ребёнка и мужа.
Великие дела делали тогда эти 15-летние девчоночки! Честь им и слава! И даже в суровых условиях некоторым удавалось сохранить женственность и желание выглядеть красиво.
Позвоните своим бабушкам и прабабушкам и поздравьте их с Днём Великой Победы. Это то, что очень легко, но так ценно им.
Здоровья, сил вам, дорогие ветераны!
Мария Добролюбова