Трудовая практика при школе – это не воспитание через труд, а летняя занятость


Главные помощницы школьного библиотекаря – Катя Тимофеева, Лилия Накорёнок, и Нина Леонова (слева направо).

В особенностях летней практики разбирался журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 19 июня, «Город на Бире» – Я перешла в пятый класс в 2000 году. И нас сразу познакомили с новыми школьными обязанностями. После уроков двое дежурных должны были мыть полы в классе, раз в месяц устраивалась генеральная уборка, где все удаляли с парт всякую школьную «живопись» с помощью соды или других чистящих порошков. Раз в три-четыре месяца в школе проводилась большая генеральная уборка – ребята мыли стены и лестницы, а также отчищали с пола ненавистные черные полоски от обуви...

ЛЕТОМ У НАС была трудовая практика. Сначала 14 дней, с девяти утра до двух дня. Потом количество дней на практике возросло до 21. Во время её прохождения мы помогали красить парты и батареи, учились «закатывать» полы валиком, работали на пришкольном огороде, ходили помогать на огородах пожилым людям, над которыми взял шефство школьный отряд «Милосердие». До десятого класса мне ни разу не удалось избежать покраски школы. По несколько часов мы возили кисточками по батареям и оконным рамам. А потом шли домой, ошалевшие от запаха краски. Помню, мама каждый день после практики отпаивала меня дома молоком. Детское здоровье, наверное, мало кого волновало в те годы.

После десятого класса меня взяли вожатой на школьную площадку. Я работала с девяти до шести всю смену, 21 день. И получила за это сладкий подарок и зарплату в 1200 рублей, с которых у меня ещё удержали налоги и пенсионные отчисления. На этом моя школьная практика закончилась. А в институте её в те годы как раз собирались отменять, и в колхоз по картошку мы уже не поехали.

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ к детям относятся иначе. Учитель должен иметь письменное разрешение родителей на любой труд, к которому он хочет привлечь своего ученика. Потому что в последней редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что этот самый труд должен быть прописан в учебном плане:

«Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

А трудовая практика при школе – это больше не воспитание неокрепшей детской души через труд, а просто летняя занятость. Младших ребят стараются развлекать на все лады, старшим помогают устроиться на работу.

– 820 ребят старше четырнадцати лет трудоустроены через центры занятости населения, – рассказывает главный специалист-эксперт комитета образования ЕАО Валентина ПРИЛЕПКО. – Они работают на пришкольной территории, на предприятиях города, получают небольшую зарплату. Многие трудоустраиваются сами. На особом контроле у нас дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на различных видах учета. Для них составляются карты занятости, специальные программы. В каждом муниципальном образовании есть льготы для детей такой категории. Стараемся занять ребят как только можно. И это дает свои результаты, потому что в комиссии по делам несовершеннолетних нам говорят, что в летний период снижается подростковая преступность. Кроме этого, во многих населенных пунктах области работают вечерние форпосты или клубы выходного дня. Есть план занятости детей в учреждениях культуры. Сельские клубы очень помогают нам организовать детский отдых в августе. Ведь главная задача летней кампании – чтобы дети не болтались на улице без дела. В городе они хоть как-то могут себя занять – у нас есть стадионы, культурно-досуговые центры. А что в селе? Там только школа и клуб. Поэтому мы организовываем форпосты, где-то при клубе – дискотеки, кружки по интересам. Если где-то невозможно организовать питание при школе из-за ремонтных работ, там детям выдают сухие пайки. Дети идут, потому что им дома делать нечего, да и сладости многие из них видят только на площадке.


Анна Исанова и шестиклассница Юлия Реверчук вместе работают над школьными дорожками.

О трудовой занятости в комитете образования стараются не говорить, потому что обязательная практика упразднена по закону. В школах создаются различные трудовые объединения, например, бригады по ремонту. Но только на добровольных началах. Ни о какой работе с краской речи не идет – только посильный труд. Что-то помыть, убрать, вынести парты, подклеить книги, посадить цветочки во дворе. План работы трудового объединения определяют в школе, родители подписывают разрешение, что они отпускают свое чадо поработать пару часов на благо школы.

Я обзвонила несколько городских школ, чтобы узнать, есть ли у учащихся летняя трудовая практика. Оказалось, что в первой и 23-й школах никакой летней практики для учащихся не предусмотрено. Правда, старшеклассникам в первой школе дают заработать в качестве помощников вожатых на пришкольной площадке. В пятой и седьмой школах практика посильная: мальчишки помогают убирать стадион, девчонки – посадить цветы на клумбах.

В ВАЛДГЕЙМЕ, в средней школе имени Исаака Пришкольника, летнюю трудовую практику возобновили только в этом году, после многолетнего перерыва. Нормативы очень щадящие. Пять обязательных часов должны отработать в школе пятиклассники, десять – десятиклассники. Остальные – пропорционально году обучения. Практика идет с согласия родителей. В школе говорят, что родителей, отказавшихся подписать согласие, очень мало. Народ здесь простой, деревенский, все считают, что приучать к общественно полезному труду нужно с детства.

– В этом году нам детский сад подал заявку. Туда ходят помогать четверо наших ребят. Это и озеленение, и оформительские работы, и книжки наши дети подклеивают. Несколько ребят помогают в школьной библиотеке – штампуют учебники, перебирают художественную литературу, помогают в работе с фондом, – говорит учитель биологии и по совместительству руководитель школьной практики Анна ИСАНОВА. – Третья группа – со мной, мы занимаемся оформлением клумб. Посадили рассаду, сами вырастили, теперь вот цветы высаживаем и дорожки оформляем. У нас при школе скоро появится своя спортивная площадка, там мы убираем с территории большие камни. И выкладываем из них дорожки. А еще чистим траву, цоколь вдоль здания. Позже хотим поселковую спортивную площадку между домами облагородить: деревья подрежем, мусор уберем, мелкий кустарник подчистим. Большая часть детей стараются хорошо работать, они с пониманием отнеслись к школьной практике, знают, что им это в жизни пригодится.

Свою коллегу поддерживает и школьный библиотекарь Елена МЕТЕЛЕВА. И добавляет, что без помощи старшеклассниц работа по списанию ветхих и морально устаревших книжек заняла бы у неё несколько месяцев:

– Есть книжки, в которых дети уже ничего не поймут, потому что не знают значения многих слов. Есть просто ветхая литература, и её нужно списывать. Работа эта очень трудоемкая, объем большой. Девочки сейчас выбирают книги, которые мы будем списывать, заносят их в специальный список. Без помощи девочек я бы месяца два в одиночку сидела над этими книгами. Книжная пыль тяжелая, поэтому все работаем понемногу.

Ребята и девчата, которые в этот день помогали Анне Павловне Исановой на пришкольном участке выкладывать каменную дорожку, первый раз попали на школьную трудовую практику. Но к своему делу относятся основательно, с большой ответственностью.

Шестиклассник Илья ЧЕРНЫХ старательно перебирает камни на спортивной площадке, а потом относит их девчонкам. В обычной жизни парень занимается боксом, здесь спортивная закалка тоже очень нужна:

– Практика улучшает трудолюбие, прививает любовь к труду. И ещё мы делаем что-то хорошее для нашей школы, – считает Илья.

– А если придут потом какие-нибудь балбесы в школу и все здесь разломают?

– Если разломают, то будут потом сами и переделывать. Мы заставим их работать, потому что чужой труд нужно уважать.

София ЛАРКИНА учится в седьмом классе. Девушка уверенно заявляет, что работы она не боится и на практике ей понравилось:

– Чувствую свою полезность школе, это так приятно. А еще практика скрепляет нас с другими ребятами. Дома я никакой работы не боюсь – делаю генеральную уборку, бабушке в огороде помогаю. Могу протяпать, могу воды принести, могу посеять с дедом. Что попросят – всё делаю...

Посильный, но не каторжный детский труд при школе – хорошая штука, да и дети вроде бы довольны. Возможно, остальным школам тоже стоит взять эту мысль на вооружение?

Вера КРАВЕЦ

Joomla SEF URLs by Artio