Собрать пазл из тысячи мелких деталей порой гораздо проще, чем пакет документов на предоставление социальной льготы.
Газета «Ди Вох» о том, как Ларисе Махинько пришлось инициировать поправки в областной закон.
БИРОБИДЖАН, 26 августа, «Город на Бире» – В семье Ларисы Алексеевны и Сергея Ивановича МАХИНЬКО из Валдгейма семеро из десяти приёмных детей – школьники. В прошлом году у опекунов возникла проблема с получением в областном МФЦ справок на бесплатное питание в школе. Здесь столкнулись несовершенное областное законодательство и недопонимание со стороны чиновников. Долгие поиски нужных документов, а потом и судебное разбирательство продлились весь учебный год. Дошло до того, что Ларисе Алексеевне пришлось инициировать поправки в областной закон.
ЧТОБЫ получить статус малоимущих, а значит, и право на бесплатное питание в школе, семья должна доказать, что среднедушевой доход на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума.
В случае с семьями, где есть приёмные дети, раньше в расчёт брались доходы всех без исключения членов семьи. Но при таких условиях получить заветную справку почти невозможно.
– Я поняла, что ситуацию менять нужно в корне, – говорит Лариса Махинько. – Мы с мужем собрали подписи приёмных родителей. В Законодательном собрании ЕАО наше заявление приняли к рассмотрению, создали рабочую группу, и поправки в областной закон № 177-ОЗ по расчёту прожиточного минимума для приёмных семей были приняты.
Поправки вступили в силу 26 января этого года. Теперь при расчёте среднедушевого дохода приёмной семьи во внимание берётся только вознаграждение приёмного родителя – 6400 рублей и доходы ребёнка: его пенсия, алименты, проценты с ценных бумаг и другое.
РОВНО год назад сотрудники МФЦ отказались выдать нужные справки по другой причине: не у всех детей были документы о том, что начато исполнительное производство по взысканию алиментов с их кровных родителей. Лариса Алексеевна думала, что на трёх детей из Ленинского района такое производство открыто в соответствующем районном отделе судебных приставов – так в заявлении и написала. А много позже, когда в справке ей уже отказали, выяснилось, что исполнительное производство открыто, только не в Ленинском, а в областном центре.
– Не имея информации об одном виде дохода, невозможно сделать среднедушевой расчёт, – объяснял свою позицию в суде представитель ответчика главный специалист отдела назначений ОГБУ «МФЦ» Валентин ГАЛУШИН. – В следующий раз мы увидели гражданку Махинько только 16.02.2017. Тогда в силу вступили изменения в областной закон, которые начали действовать с января 2017 года, но почему-то 9 января Махинько Л. А. не явилась, а шла по тому же пути: давала деньги на питание своим детям в школу. За тот период истец тоже просит денег, хотя она могла прийти и установить свое право на получение статуса малоимущей и осуществить питание своих детей в школе бесплатно.
Его поддержала начальник отдела кадровой и организационно-правовой работы областного комитета соцзащиты Наталья АЛЕКСАНДРОВА:
– Считаю, голословно обвинять государственные органы власти, что маленькое вознаграждение семье выплачивается. Их никто не заставляет брать ребёнка в приёмную семью. Раз они на это пошли, соответственно согласились на размер вознаграждения. МФЦ выполнило все обязательства надлежащим образом по оформлению и предоставлению справок для признания семьи малоимущей, а семья не исполнила надлежаще свои обязательства по предоставлению достоверной информации.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ власти укоряют приёмных родителей в том, что они «пошли по пути наименьшего сопротивления». На что Лариса Алексеевна логично возражает: её дело – за детьми смотреть, а не кровных родителей-алкашей разыскивать и не разузнавать, приставы какого района пытаются выбить из них положенные детям алименты.
Основная задача приёмной мамы – действовать в интересах детей: заботиться об их здоровье, воспитании и образовании. Именно поэтому, пока длились разбирательства, она просто давала детям в школу деньги на еду. С октября 2016 года на столовую ушло 18 тысяч рублей плюс 20 тысяч запросил за свои услуги юрист. Именно эту сумму Лариса Алексеевна выставила в гражданском иске к МФЦ. Месяц назад, 20 июля, суд вынес решение, что МФЦ должен компенсировать Ларисе Махинько три тысячи за питание детей и четыре тысячи за услуги юриста. С таким решением не согласны обе стороны, обе подали апелляцию. До её рассмотрения руководство МФЦ комментировать сложившуюся ситуацию отказалось.
МАХИНЬКО надеются создать прецедент, чтобы остальные приёмные семьи получали причитающиеся им льготы без длительного судебного разбирательства. Кроме того, Лариса Алексеевна намерена создать и возглавить Ассоциацию приёмных семей ЕАО:
– Приёмные мамы из районов автономии не могут отстаивать свои права, боятся вступать в споры с чиновниками, поэтому часто уезжают из Биробиджана, так и не решив свои проблемы. У нас в ЕАО больше двухсот приёмных семей, в группе ассоциации их пока шестнадцать, а социально активная только я одна. Никогда не могу пройти мимо несправедливости. Видя, что творится, волей-неволей приходишь к неутешительному выводу, что в плане финансового обеспечения детям лучше в детском доме. Там, например, могут позволить себе сводить детей в цирк Демидовых. А я даже одного своего повести не смогла, потому что у меня только малых четверо. Кого я должна дома оставить? Путёвки в летний лагерь мы не смогли себе позволить в этом году. Самая скромная сумма для сборов детей в школу – тридцать тысяч рублей. Сумма пособия на приёмного ребенка – эти несчастные шесть-четыреста – высчитывалась по минимуму. Например, зимние ботинки и куртку ребёнок должен два года носить. А у нас Артём за лето вырос с 39-го до 42-го размера. Брюки и рубашки безнадежно короткие, одна жилетка осталась. У него ни алиментов, ни книжки, с которой можно было бы деньги снять. Кроме того, мы должны постоянно покупать ему линзы за три с половиной тысячи, потому что ребёнок слепнет, и коррекция возможна только с помощью линз. От его пособия остается 2900 рублей. Этого хватит на питание?! А на кружки, секции, на порванные ботинки?..
Вера КРАВЕЦ
При подготовке материала была использована копия протокола судебного заседания по делу №2-1669/2017 (Биробиджанский районный суд, 20.07.2017).