Рассказывая о своих грандиозных планах, Бесики Тамлиани не скупится на эмоции.
В ситуации разбирался корреспондент газеты «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 22 августа, «Город на Бире» — На очередном заседании градостроительного совета при мэрии Биробиджана прозвучало весьма нетривиальное предложение некоего Бесики Тамлиани. Он представил собравшимся свой инвестиционный проект, предполагающий, в частности, открытие межнационального парка на побережье Биры в микрорайоне имени Бумагина, а также строительство смотровой площадки на сопке Малой, что на противоположном, правом, берегу реки.
На строительство смотровой площадки на Малой сопке, по словам Бесики Тамлиани, уйдёт около 35 млн рублей. Венцом этого творения призвана стать 30-метровая менора. Предприниматель уверен, что, для того чтобы взглянуть на это «уникальное сооружение», в Биробиджан съедутся как множество евреев из других городов России и из-за рубежа, так и люди других национальностей, интересующиеся еврейской историей и культурой.
САМА ИДЕЯ, на первый взгляд, прекрасна. Очистить от мусора без малого восемь гектаров прибрежной полосы, организовать зоны отдыха, да так, чтобы в еврейском, русском, украинском и белорусском городках гостей упомянутого парка встречал обслуживающий персонал в соответствующих национальных костюмах. Кинуть через нашу красавицу Биру висячий мост, по которому люди устремятся к Малой сопке, дабы, взобравшись затем по лестнице, оказаться на великолепной смотровой площадке, украшенной 30-метровой менорой. Довершить сей чудо-комплекс с названием «Вершина» должен нависающий на рекой стеклянный балкон – «Чтобы дух захватывало!» (цитата господина Тамлиани заимствована из материала областного портала «РИА Биробиджан»).
Рука непроизвольно тянется к роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Глава «Междупланетный шахматный конгресс» – одна из моих любимых. «...Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушёл стеклянный тридцатитрёхэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках. Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах – приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и, завидующие васюкинцам, – москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы...»
Прости меня, дорогой читатель, за мой скептицизм. То, что из этой затеи ничего не выйдет, я решил сразу. Даже несмотря на то, что моральную поддержку её автору, бизнесмену из Хабаровска, выразил наш градоначальник.
Ежу понятно, что реализация проекта, представленного Тамлиани, потребовала бы колоссальных финансовых затрат. Откуда деньги? Это у Остапа Бендера «Всё учтено могучим ураганом!.. Деньги дадут сборы!». Я совершенно не удивился бы, если бы предприниматель после своего эмоционального выступления перед советом предложил мэрии выступить в роли залогодателя по банковскому кредиту, выставив на кон в качестве обеспечения десяток-другой объектов муниципального имущества, которые потом, при крахе кампании, можно было бы благополучно пустить с молотка. Разве в новейшей истории области нет подобных примеров? Но он, как выяснилось, попросил только землю, точнее – облегченный режим её предоставления, дабы без лишних проволочек получить необходимые разрешительные документы и незамедлительно начать строительство. Очень уж хочет уложиться к празднованию 80-летия Биробиджана (напомню, что юбилей областного центра нам предстоит отметить в 2017 году).
КОЛИ НАШ ГЕРОЙ рассчитывает, в первую очередь, на свои силы, его персона заслуживает более пристального внимания. Ведь, вынеси аналогичный проект на рассмотрение комиссии, скажем, дальневосточный миллиардер Игорь Неклюдов, владеющий в Хабаровском крае, в числе прочего, сетью фитнес-клубов, кинотеатров, саун, крупнейшим в регионе туристическим комплексом «Заимка», к этому следовало бы отнестись более чем серьёзно. Итак, кто вы, Бесики Тамлиани? – человек, выразивший готовность инвестировать в Биробиджан десятки миллионов рублей.
К моему удивлению, информация, почерпнутая мною из интернета, а также из системы профессионального анализа рынков и компаний «Спарк», оказалась крайне скудна. «Объект» засветился как генеральный директор ООО «Статус» (дата регистрации – 21.05.2010). Основным видом деятельности хабаровской компании указано «производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий». Можно ознакомиться с решением Арбитражного суда Хабаровского края о взыскании с ООО «Статус» в пользу индивидуального предпринимателя Д. 25 000 рублей.
6 октября 2015 года предприятие исключено регистрирующим органом из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившее свою деятельность. На сегодняшний день Бесики Арвелодиевич Тамлиани значится председателем Общественной организации возрождения культуры и традиций «Русская деревня» в Еврейской автономной области (дата внесения записи в ЕГРЮЛ – 10.08.2015). На его странице «ВКонтакте» – несколько записей, датированных ноябрем 2013 года, семейные фотографии. Здесь же читаем, что в 1998 году Бесики окончил Хабаровский краевой колледж искусств и параллельно – Дальневосточный государственный университет путей сообщения. В «Одноклассниках» – много фото: семья, друзья, впечатляющие образцы работ по дереву, а ещё, в папке «Моя Сванетия» (историческая горная область на северо-западе Грузии, населённая сванами), – потрясающей красоты пейзажи.
ОБЩИТЕЛЬНЫЙ. Увлечённый. Жизнерадостный. Этими эпитетами я охарактеризовал для себя Бесики в ходе нашей недавней, и к сегодняшнему дню пока что единственной, встречи. О своём проекте он готов рассказывать часами, не скупясь на эмоции и демонстрируя схемы, фотографии, рисунки...
– Биробиджан мне очень нравится, – откровенничает мой собеседник. – В нём дружелюбная атмосфера, нет той агрессии, что в Хабаровске. Планирую сюда переехать... Однако взгляните: сейчас это обычный серый город. Но, приложив усилия, его можно превратить во вторую Одессу со своим неподражаемым колоритом. – Я мысленно возвращаюсь к «12 стульям». Но моё нескрываемое неверие в успех предприятия Тамлиани ничуть не смущает: – Вы далеко не первый, кто выразил своё сомнение в том, что у меня что-то получится. Что ж, тем больше у меня желания доказать всем пессимистам, что они ошибались. Только... не надо рубить всё на корню, чинить мне препятствия, иначе «ребёнок» умрёт, так и не родившись. Лучше помогите чем можете!
Говорю Бесики, что буду рад ошибиться, обещаю ему в случае положительного результата изменить свой взгляд на жизнь, пополнив ряды неисправимых оптимистов, и сообщить со страниц газеты о моём заблуждении. Затем перехожу к материальной стороне дела: объём прогнозируемых расходов? что является источником финансирования? за счёт чего планируется отбить затраты?
Гость нашей редакции и тут за словом в карман не полез:
– Мне нечего скрывать. Вот, пожалуйста, предварительная смета. По нашим подсчётам стоимость проекта составит 106 миллионов рублей, при этом только на одну смотровую площадку потребуется около 35 миллионов.
Добавляет, что он выступает в роли идейного вдохновителя проекта, в воплощении которого в жизнь намерены принять участие ещё четыре бизнесмена – его добрые товарищи. Кто-то занимается продажей стройматериалов, в распоряжении другого имеется строительная техника, у Бесики, как он меня заверил, вместе с братом – квалифицированная бригада с немалым опытом строительно-ремонтных работ... Всё в совокупности это должно существенно упростить задачу. Окупить расходы предполагается в течение семи лет за счёт деятельности ресторана, сауны, сдачи в аренду беседок для отдыха. При этом за вход на смотровую площадку, а также за большую часть развлечений на территории межнационального парка – посещение спортивных и детских площадок, зоосада, мастер-классов по национальным ремёслам – плата взиматься не будет.
– Деньги нужно зарабатывать красиво! – вдохновенно восклицает Тамлиани. – Хотим сделать что-то хорошее для людей, для детей, у меня ведь у самого дочка подрастает. Если биробиджанцы оценят наши старания, то и наши вложения вернутся с лихвой.
Беседа наша была долгой, привести её детали не позволяет ограниченный формат нашего издания, а передать эмоциональный настрой можно было бы разве что техническими средствами телевидения. К концу она подходила на берегу Биры, куда Бесики пригласил меня осмотреть приглянувшийся ему участок. Я увидел речную гладь и заросший кустарником лесок. Комары назойливо напоминали о своём существовании. Веры в то, что сказка, нарисованная моим интересным спутником, станет былью, увы, не добавилось ни на йоту.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ нашего градостроительного совета, начальник отдела архитектуры и градостроительства мэрии Биробиджана Светлана СУЛЬДИНА на просьбу оценить перспективы проекта заявила, что предпочла бы воздержаться от комментариев, заметив, что «как такового проекта ещё и нет», а вот вопрос с выделением Тамлиани земли будет решаться по его заявлению в установленном законом порядке.
Архитектор Николай БАРКОВ подвоха в происходящем не видит:
– Идея, конечно, трудновыполнимая. Есть ли у предпринимателя необходимые возможности, не знаю. Но если он на свои средства проведёт хотя бы берегоукрепление и очистит от мусора берег реки – от этого городу только польза будет. Положение о целевом использовании выделяемой земли, чтобы на ней строился именно парк, а не гаражи, например, можно прописать в соответствующем договоре.
Кстати, в разговоре со мной Бесики Тамлиани сообщил, что и сам не прочь внесения в бумаги такого рода ограничения. Вот только интересно, а если бизнесмен успеет возвести тот же ресторан, сауну и другие объекты коммерческой направленности, а потом, сообщит о прекращении реализации оставшейся части «социально значимого» проекта по причине элементарной нехватки средств, его что, обяжут снести построенное?
Впрочем, оставим правовые аспекты возможной сделки юристам мэрии. Руководителя архитектурно-проектного бюро «Тектоника» Анатолия КАКОРИНА больше беспокоит другое:
– Согласно рекомендации московского института «Гипрокоммунстрой», разрабатывавшего в 1973-1975 годах изыскания и проект защиты Биробиджана от наводнений, на том участке вообще нельзя осуществлять какие-либо работы по поднятию территории от возможного затопления, – утверждает Анатолий Кириллович. – Он находится в пойме реки. Если поднять левый берег, пойменное русло Биры сузится, увеличится скорость течения – и в случае паводков, которые, учитывая ситуацию последних лет, обусловленную изменением климата, вполне вероятны, воде некуда будет деваться. Подьём реки непредсказуем. Под угрозой затопления окажутся центральная набережная, близлежащий стадион, опоры моста...
Уверен, что всем членам совета ещё есть над чем подумать и что обсудить. Остаётся надеяться, что и чиновники, которых обаятельный хабаровчанин со всем его красноречием резонно призывает не медлить, не примут скоропалительного решения и будут руководствоваться не эмоциями, а интересами горожан и здравым смыслом.
Шура ПОЛЫНИН