Тематическая иллюстрация: pixabay.com
БИРОБИДЖАН, 6 июня, «Город на Бире» — Законопроект направлен на регулирование интернет-площадок с аудиторией более пятисот тысяч пользователей в сутки, распространяющих информацию на русском языке, и рекламу, направленную на привлечение внимания пользователей из России
Состоялось заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, где рассматривался законопроект о «приземлении» ИT-компаний. В обсуждении законопроекта на заседании Комитета приняли участие представители иностранных компаний АлиЭкспресс, Айхерб, Хуавей Технолоджис, Википедия, а также представители общественных объединений. Об этом сообщают в Государственной Думе.
Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
- Наш законопроект обусловлен не наличием претензией к каким‑то ресурсам, а исключительно необходимостью установления четкого и понятного механизма взаимодействия и обратной связи как с российским государством, так и с российскими гражданами, организациями и общественными структурами. Прежде чем законопроект был внесен в Государственную Думу, мы долго его прорабатывали и обсуждали с отраслью, с уполномоченными структурами именно для того, чтобы эта норма была не декларативной и могла бы быть реализованной, — рассказал Председатель Комитета Александр Хинштейн.
Сейчас под требование закона подпадают около 20 зарубежных информационных ресурсов, в том числе это соцсети Фейсбук, Инстаграм, ТикТок, Твиттер, видеохостинг Ютуб, поисковая система Гугл, мессенджер ВатсАп.
- Мы сталкиваемся с очень непростой ситуацией, когда крупнейшие ИT-ресурсы, которые активно работают на территории Российской Федерации, ориентируют свой продукт, в том числе рекламного характера, на российскую аудиторию и при этом отказываются от какого‑либо конструктивного диалога с Россией в разных ее сферах — начиная от государства и заканчивая гражданами, пользователями, общественными организациями, СМИ, — сказал парламентарий.
Александр Хинштейн добавил, что сегодня такой диалог зачастую является односторонним. Это подтверждает ситуация с Твиттер, в адрес которого Роскомнадзор направил 24 тысячи требований об удалении запрещенного контента, но компания так и не отреагировала.
Если компания не будет соблюдать требования, сначала ее будут стимулировать к их выполнению экономическими мерами. Так, например, пользователям сообщат о нарушении ресурсом российских законов, а самой компании запретят размещать рекламу и рекламировать сам сайт, ограничат платежи и переводы через этот ресурс. Также могут запретить выдавать ресурс в поисковиках, замедлить трафик работы или даже заблокировать.
- Искренне надеемся, что государству не придется применить ни одной из этих «мер понуждения», а ИT-гиганты без труда выполнят условия «приземления», — добавил глава Комитета.
Доработка и реализация законопроекта
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко отметил, что законопроект создает условия для регистрации представительств иностранных компаний на территории РФ. Вместе с тем на сегодняшний день их открытие представляет собой процедуру, требующую подготовки пакета документов в Минюст и личного присутствия представителей, что в период пандемии может быть затруднено.
- В рамках обсуждения второго пакета мер поддержки отрасли, говорилось, в том числе, о создании цифрового резидентства – то есть простой и прозрачной процедуре дистанционной регистрации юридических лиц и представительств иностранных компаний. Думаем, что российским компаниям также пригодилась такая возможность, — сказал представитель РАЭК.
Алексей Пушков также отметил, что крупнейшие иностранные корпорации не следует воспринимать как партнеров. По его оценке, все они в лучшем случае являются контрагентами для России.
- Компании не просто занимаются обычным бизнесом, они пытаются навязать свои способы рекламы, свою приоритизацию услуг и так далее, то есть навязывание определенных бизнес-практик, которые противоречат законам государства, — пояснил он.