Журналист «Ди Вох» о бывшей биробиджанке, которая нашла себя в Москве как дизайнер и художник
БИРОБИДЖАН, 26 июля, «Город на Бире» – В Биробиджане Наташу знают под фамилией Меленчук. Лично я знаком с ней с 90-х. Сначала она была «пионеркой» в загородном лагере, а позже, поступив в институт, работала со мной вожатой. Наташа всегда отличалась редкой нестандартностью. Её смелые и яркие картины не оставляют равнодушными. Десять лет назад она перебралась в столицу и всё это время пытается найти свой путь в творчестве. Успешно. Например, совсем недавно, в мае – июне, её персональная выставка «ЛюдиДуши» прошла в московском еврейском общинном доме.
О том, как ей сейчас живётся, Наталья расскажет вам сама.
Переезд
Перебираться в Москву я никогда особо не планировала. Как дизайнер и художник я успешно – во всяком случае, мне тогда так казалось – развивалась и в Биробиджане. Переехала в 2008 году – по ряду обстоятельств. И вот тогда поняла, что мой устоявшийся мир был, скажем так, не слишком велик. Вокруг кипит такая движуха! Чтобы вписаться в столичную жизнь и сменить свой стиль не только в одежде, но и в мышлении, я поступаю учиться на стилиста-имиджмейкера в рекламе и шоу-бизнесе в московскую школу стилистов «Персона».
Двухгодичное обучение закончилось успешным дипломным проектом и, уже много позже, дружбой с президентом и создателем «Персоны» Игорем Стояновым. В 2009-м я получаю дополнительное образование в Британской высшей школе дизайна, выхожу на новый уровень дизайнерского дела, работаю в «Апостол Медиа» Тины Канделаки, делаю мобильные приложения для Samsung, разрабатываю дизайн сайтов. В общем, сплошной дизайн, времени на «пишу-рисую» практически не остаётся.
Семья
Мой муж Александр поддерживает все мои начинания, и я благодарна ему за это. Он всегда рядом. Иногда, как в холодную воду, окунает меня в реальность, но я всегда ощущаю его поддержку. Сыну я предоставила полную свободу для творческого развития. Никодим может брать все мои краски: масло, акрил, гуашь – и ваять в своё удовольствие. В форматах бумаги я его не ограничиваю. Когда заканчивается альбом, в ход идёт не только ватман, но и холсты. Дома все стены завешаны его картинами. Стараюсь знакомить его с творчеством разных художников. Регулярно хожу с ним по выставкам и художественным музеям.
Вдохновение
В один прекрасный момент у меня случилась «ломка». Я поняла, что уже не могу заниматься дизайном в таком темпе и промышленных масштабах. Начинаю искать себя, чувствую, что не хватает искренности, начинается поиск духовного. Жизнь снова сталкивает меня с Игорем Стояновым: в то время он запустил проект бизнес-медитаций. Мои картины стали частью этого проекта. Коллективные медитации предназначены для погружения в себя. Способствуют развороту в духовное русло бизнесменов, глубоко увязших в материальном.
Как оказалось, не только бизнесменам, но и творческим дизайнерам медитации позволяют пробудиться, посмотреть и услышать себя. Я стала многое видеть, понимать и осознавать. Кто я? Куда идти? Зачем всё это? Начинаю очень плодотворно работать, много писать маслом, рисовать. Приходит очень много образов, персонажей, душ. Их зарисовываю в скетчбуки, некоторых пишу на холстах. В то время в дизайн-заводе «Флакон» проходит бизнес-форум, и Игорь Стоянов приглашает меня поучаствовать в бизнес-медитации с моей энергетической картиной. Также участвую в совместной выставке в РГГУ. Почётному гостю выставки Поладу Бюльбюль-оглы очень понравилась моя картина «Энергии».
Примерно в это же время я посетила в Третьяковке масштабную, на несколько огромных залов, выставку Натальи Гончаровой. Тогда у меня впервые возникла мысль о своей персональной выставке.
Сомнения
Поначалу я сомневалась, нужно ли это людям, готовы ли они воспринимать моё творчество, ведь я пишу абстрактные энергии, а не хорошенькие и прилизанные портретики. Пишу свой взгляд на события и души, которые приходят ко мне. Рисую как есть, без прикрас. Немногие готовы к такой живописи. Долго терзала себя сомнениями, как примут мои работы.
Выставка, запланированная в 2014 году в центре дизайна ArtPlay, сорвалась по неведомым мне причинам. Но я уже загорелась, появилась одержимость идеей всех удивить, прыгнуть с места сразу высоко – сделать выставку в одном из модных мест Москвы. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что всё шло так, как и должно было. Я тогда ещё не была готова к своей «персоналке», я её не «видела». «Увидеть» для меня – это мысленно представить событие, различить все детали. почувствовать запах...
Выставка
Оказывается, «увидеть» свою персональную выставку не так и легко. В галереях Москвы запись на несколько лет вперёд. В очереди я не вставала, имея глубокое убеждение, что если что-то должно состояться, то это «что-то» случится сразу, без надрыва. А если это сразу не происходит, значит, и не нужно! Выставляться было негде. Писать некогда – из-за ребёнка. Быт терзал. Желание вернуться в строй изредка возникало, но как это сделать, мыслей не было. Не было ни сил, ни вдохновения. «Вынырнуть» мне помогла подруга Юля Аксенова, ученица режиссера Павла Лунгина. Она предложила снять обо мне документальный фильм-портрет: день из жизни матери и художницы, которая в бесконечных бытовых заботах выискивает минутку для творчества. Благодаря этому дню съёмок я ощутила, что не писать я больше не могу, что для меня рисовать – это как дышать.
Я снова начинаю писать, участвовать в совместных выставках на разных площадках, в библиотеках, галереях. Появилось дикое желание писать картины – и сразу стали находиться места, где можно их выставить. И позже сама собой, без напряжения, случилась моя персональная выставка в московском еврейском общинном доме. Не пафосная галерея в центре столицы, а добрый и душевный местечковый еврейский дом. И гости на выставке были именно те люди, кто хотел разделить это таинство. Всё было гармонично: и атмосфера, и пространство, и люди.
Космос
Мой путь продолжается. В планах – провести персональную выставку в международном фонде живописи и написать новую серию работ. На всё воля Вселенной…...
Записал Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ