Биробиджанская молодёжь стремится сделать правильный выбор профессии

Легко ли быть молодым?

БИРОБИДЖАН, 26 марта, «Город на Бире» - На минувшей неделе рабочие профессии оказались в центре внимания: прошла очередная областная Олимпиада профессионального мастерства обучающихся учреждений профессионального образования и круглый стол «Молодёжь на предприятии: проблемы и перспективы».

Олимпиада профмастерства проводится десятый год подряд. В организаторах – комитет образования, в конкурсантах – учащиеся выпускных курсов училищ и техникумов, в жюри – уже состоявшиеся профессионалы, в результатах – грамоты, призы (в том числе ценные и солидные) и даже приглашения на работу. Впрочем, эти молодые люди уже сейчас активно работают по специальности. По данным Центра занятости населения ЕАО в январе-феврале 2013 года работодателями заявлено 3,7 тыс. вакансий, 81% которых приходится на рабочие профессии. Наиболее востребованы квалифицированные строители. Участники олимпиады и их однокашники займут часть вакансий. Но надолго ли? Победительнице в номинации «Мастер отделочных строительных работ» Валерии Колесниковой из ПУ-3 профессия нравится. Она не считает её грязной: «Если работать аккуратно, всё будет нормально». И без работы уже не сидит. Но собирается получать «просто высшее».

– Зачем? – ненадолго озадачивается моим вопросом Валерия. – Ну, не знаю... Всем надо, и нам тоже надо.

О том, кто эти «все», я пообщалась с Ильёй Кареповым, заместителем начальника комитета образования ЕАО, и с Ольгой Семчук, директором Профессионального лицея г. Биробиджана. Оба они говорили о перекосе в сторону высшего образования, возникшем ещё в советскую, перестроечную, эпоху; об общественном мнении, о давлении родителей, об отсутствии положительного имиджа рабочих профессий и в целом внимания к ним. Илья Валерьевич посетовал на отсутствие понимания «того, что только трудом достигается определённый рост, в том числе и карьерный». Ольга Николаевна – «высокого звучания квалифицированного труда». Оба они признались, что в одиночку – комитетом образования или Профессиональным лицеем – ситуацию не изменят, что нужна государственная позиция.

Популяризация рабочих профессий, популяризация труда – об этом говорится постоянно. Родители, образовательные учреждения, работодатели, государство в лице различных органов, структур и программ... – усилия требуются со всех сторон. Олимпиада профессионального мастерства, конкурсы «Карьера», презентация выпускников, экзаменационные комиссии – всё это места встречи тех, кто собирается работать, с теми, кому нужны работники. Но достаточно ли этого?

– Было бы хорошо, если бы представители предприятий привлекались к образовательному процессу, входили в попечительские советы, – уточняет Илья Карепов. – Они владеют современными технологиями: что сегодня важно, на что следует обратить внимание. Мы стараемся отправлять преподавателей, мастеров профессионального обучения на стажировку, на повышение квалификации.

Разрабатываются целевые программы, обновляются материально-техническая база учебных заведений. Можно вспомнить о том, что с недавних пор ученические олимпиады проводятся и по предмету «Технология». Но достаточно ли этого?

Евгения Зыка, третьекурсника техникума информационных и промышленных технологий, рабочей профессией в детстве не пугали. Он учится по собственному желанию:

– Мне нравится профессия механика-наладчика. Есть знакомые люди, я видел, как они работают. Друзья относятся к моему выбору нормально. Нам не важно, есть ли высшее образование.

На круглом столе речь шла о многом. Татьяна Копейкина, заместитель директора по воспитательной работе первой биробиджанской школы, вспомнила, как она, будучи ученицей, проходила производственную практику. Директор «Виктории» Елена Самойленко привела в пример своего молодого специалиста Сергея Усанова, который пришёл на фабрику в 16 лет и так и остался. И сейчас, не имея никакого профессионального образования, является высококвалифицированным специалистом, получая зарплату, как заместитель директора. Может, всё дело в том, что юноша просто хотел работать?

Нежелание работать при желании хорошо устроиться – именно с такой позицией молодёжи часто сталкиваются работодатели. Много раз я слышала, что найти хорошего специалиста, грамотного и работящего – большая проблема. И работодатели готовы такому хорошо платить. А крупные предприятия – даже воспитывать с самого начала. С получения образования. В пример, как правило, ставится Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат и его кампания «Думай о будущем!». На том же круглом столе Елена Самойленко отметила: «Сейчас мы не можем себе позволить быть благотворителями».

Вот и получается, что молодёжи требуются хорошая зарплата (и желательно белая), жильё, карьерный рост, хорошие условия работы (чисто и безопасно), а работодатели в большинстве своём предоставить этого не могут.

Кстати, особенно «порадовало» меня, что круглый стол проводила общественная молодёжная палата ЕАО, в составе которой только один фельдшер и один учащийся ПУ-7. Как собирались школьные учителя, ученики, студенты, служащие и чиновники убеждать молодёжь в необходимости выбора рабочей профессии, для меня так и осталось непонятным.

Как выбрать профессию, которая останется востребованной после получения образования? Я взяла номер «Ди Вох» пятилетней давности и изучила в объявлениях рубрику «Требуются». Лидируют водители разных категорий и машинисты тяжёлой техники: экскаваторщики, автокрановщики, бульдозеристы. В лидерах прочие квалифицированные рабочие: слесари, плотники, сварщики, продавцы, повара. Ещё требовалось достаточно много менеджеров и бухгалтеров. Откройте ту же рубрику в сегодняшнем номере и сравните. Это простейшее исследование очень показательно. Но вузы, особенно гуманитарные, от недостатка абитуриентов не страдают.

Ольга Семчук рассказала о тех, кто, уже получив высшее образование, приходит на вечерние курсы. Чтобы наконец-то заняться тем, что нравится. Ирина Деревцова, специалист-эксперт управления трудовой занятости правительства ЕАО, считает, что молодому человеку очень сложно выбрать профессию. Он ориентируется на мнение родителей, обстоятельства, моду на определённые специальности... По мнению Ирины Степановны, в первую очередь нужно следовать своему характеру, интересам, склонностям. Помочь в этом могут профконсультанты управления. За прошлый год они протестировали порядка 1600 старшеклассников. Пусть не твёрдо направили, но хотя бы подтолкнули к правильному выбору.

Вячеслав Добровецкий

Вячеслав Добровецкий, третьекурсник Профессионального лицея, уже занимается тем, что любит. И выбранной профессии повара останется верен. Он не победил в олимпиаде, но это нисколько не отразилось на его обаятельной улыбке. Готовить он любит с детства и в лицей поступал целенаправленно. Не особо привечая школьные предметы и теорию, он обожает практику: «На практике больше учусь». Его умения ценят и домашние, и любимая девушка, и друзья. Мечта Вячеслава – открыть собственный ресторан. Очень хочется верить, что так оно и будет, и его фирменное мясо с грибами по достоинству оценит не только узкий родных и близких. О высшем образовании не помышляет и своего начального профессионального не стесняется. А нужно ли стесняться? На первое марта в банке данных ЦЗН была 191 вакансия повара.

Анна ОСЫКИНА

Теги
Joomla SEF URLs by Artio