Приговорённые к сносу
БИРОБИДЖАН, 15 ноября, «Город на Бире» — Десятки лет назад те, кто получал отдельные квартиры в двухэтажных только что отстроенных деревянных домах, были счастливыми людьми. Многие потом обменяли их на более благоустроенное жильё. Но некоторые «деревяшки» живы по сей день. Их судьба печальна и предсказуема: не снесут вовремя – так сами завалятся. Плохо то, что на достойную старость эти дома даже не рассчитывают. В ожидании, пока «приговор» приведут в исполнение, они стоят неприбранными, с расхристанными окнами и дверьми, в потёках нечистот. Мне почему-то кажется, что ветхие дома и дома запущенные – это две разные истории.
В Биробиджане 77 жилых домов признаны аварийными, в 62 из них проживают 1608 человек, которых планируется расселить в рамках национального проекта «Жильё и городская среда».
По утверждению мэра Александра Головатого, восемь домов снесут уже в 2019-2020 годах. На пять из них я посмотрел на днях собственными глазами. Местные обитатели здесь реально рискуют жизнью.
Пока ещё стоит на земле состарившийся, покинутый богом, городскими властями и управляющей компанией дом номер 17 на Кавалерийской улице. Со слов жителей, здесь уже несколько лет не убирают двор, редко и через скандалы чистят выгребную яму. Здесь туалет – место повышенной опасности: отправившись туда, можно крайне бесславно расстаться с жизнью. Два огромных высохших дерева во дворе, кажется, стоят лишь потому, что пока не выбрали себе жертву, но это дело времени и погоды. При этом многие жильцы прилежно платят за услуги управляющей компании и даже получают ответы на обоснованные жалобы в адрес городской администрации.
Территория вокруг другого дома – № 31 на Транспортной улице – к удивлению самих жильцов убирается регулярно. Но это единственная коммунальная услуга, которая им предоставляется без особых проблем. Что касается всего остального, то мужеством и терпением людей можно лишь восхищаться. Ну или это тот случай, когда привычка породила безразличие. Выбитые и взломанные оконные проёмы в подъездах, непролазная грязь везде... Прямо на пороге первого подъезда – издохшая, похоже от ужаса, крыса. Через неё спокойно переступают дети, когда выходят играть во двор. НАТАЛЬЯ, хозяйка одной из квартир на первом этаже и мать четырёх детей, утверждает, что свет в подъезде отсутствует уже несколько лет, но в управляющей компании на их жалобы не реагируют.
– Мы просили заколотить окна и двери брошенных квартир, но тоже ноль реакции, – возмущается женщина. – Там периодически обитают бомжи, уже несколько раз возникали пожары, но никому нет дела.
Если в таких бараках живут дети, сюда должны хотя бы иногда приходить врачи, представители органов опеки и других служб. Они не имеют права закрывать глаза на происходящее. Домов, идущих под снос, в Биробиджане не настолько много, чтобы не иметь возможности навести здесь хотя бы относительный порядок. Даже покойников перед погребением моют и одевают поприличнее, неужто дом перед сносом возможно так запускать?!
На той же Кавалерийской планируется снести и дом № 41 – об этом сообщает специальная табличка. Эту «деревяшку» окружает более-менее ухоженная территория, имеется что-то наподобие детской площадки и в подъезды можно входить без страха. Похоже, всё сделано стараниями самих жильцов.
Вполне терпимо выглядят территории и сами дома, подлежащие сносу, по улице Калинина и в Аремовском переулке. Вы скажете: там люди сами прилагают усилия, чтобы их жилища, пока стоят, выглядели прилично. С такими доводами трудно спорить. И всё же мы живём под одним биробиджанским небом, на одних улицах, ходим голосовать, кормим чиновников и депутатов... Мы все соседи, и все имеем равное право жить в этом городе хотя бы без риска для здоровья детей.
Александр ДРАБКИН