БИРОБИДЖАН, 7 апреля, «Город на Бире» — В апреле прошлого года журналисту «Ди Вох» пришлось погрузиться в непростую тему установки общедомовых счетчиков («Каждому по потребностям, от каждого по максимуму», «Ди Вох» № 14 от 05.04.2018). Дело в том, что жильцы биробиджанского дома 6, корп. 1, на Широкой улице очень хотели, чтобы в этом доме появились общедомовые приборы учёта тепла и электроэнергии. Но установить их оказалось не так-то легко.
ТОГДА журналист выяснил, что общедомовой прибор на электричество в доме имеется, но он как бы ничей: не закреплен ни за управляющей компанией – «ДомСтройСервис», ни за ресурсоснабжающей организацией. Поэтому в эксплуатацию введен не был, а плата за ОДН жильцам дома начислялась по нормативам. Счётчика на тепло не было вовсе, и вполне могло получиться, что данный прибор вообще бы не появился в доме.
Год назад начальник Государственной жилищной инспекции ЕАО Елена ПОПОВИЧ, комментируя ситуацию, пообещала, что управляющая компания в ближайшее время возьмет общедомовой электросчетчик на обслуживание, иначе ей будет грозить административная ответственность.
Руководитель вышеупомянутой УК Иван ПРОХОДЦЕВ тогда рассказал, что несколько приборов учёта горячей воды тестируют на ТЭЦ – проверяют, как работают датчики давления. Возражать против взятия на баланс электрического счётчика Иван Дмитриевич не стал.
СПУСТЯ ГОД можно смело сказать, что мечта жителей дома на Широкой, 6, сбылась. Иван Проходцев заверил, что в мае прошлого года (буквально через месяц после нашей публикации) в обоих корпусах этого дома были установлены приборы учёта тепловой энергии. А в ноябре были приняты в эксплуатацию и общедомовые электрические счетчики.
Разумеется, не все жильцы дома заметили разницу. Вот и пенсионерка Нина Фёдоровна ВОЛОХОВА (пенсионеры обычно чутко реагируют на колебания цифр в квитанциях на оплату ЖКХ), которая имеет двухкомнатную малогабаритку во втором корпусе, о приборе ничего не знала. Пришлось призвать на помощь язык цифр.
– А ведь и правда! – обрадовалась Нина Фёдоровна. – В прошлом году я за свои 37 квадратов по 2700–2800 платила в месяц за тепло, а теперь примерно 2300–2400. Меньше выходит!
– Так это ещё нам тариф с 1 января подняли, – подлил я масла в огонь. – Не будь счетчика, ещё больше платили бы!
НА ЭТОЙ оптимистичной ноте можно было бы поставить точку, но тема не закрыта. Дело в том, что в 2018 году Елена Попович говорила, что ситуация с ОДН (и с приборами, и с нормативами) выявила многие пробелы: и в нынешнем законодательстве; и в технических возможностях инженерных коммуникаций, на которые не всегда возможно установить счётчик; и даже в российском менталитете – не все жильцы готовы связываться с бюрократическими процедурами, чтобы что-то изменить в своей жизни.
Сегодня начальник Госжилинспекции констатирует, что особых законотворческих сдвигов в этой сфере за год не произошло. Только владельцы индивидуальных счётчиков на отопление могут записать поправки в жилищное законодательство в свой актив.
– Те граждане, у которых установлены поквартирные счётчики на батареях, теперь оплачивают только фактическое потребление, – комментирует Елена Вячеславовна. – Ранее, платить по индивидуальным счётчикам можно было только в тех домах, которые ими были полностью оборудованы. И если в какой-то квартире счётчик ломался, весь дом автоматически переходил на расчеты по нормативам.
Олег КОТОВ