В проблеме разбирался корреспондент «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 25 июля, «Город на Бире» — До холодов осталось три зарплаты, но в многострадальном Облучье начало знобить ещё жарким летом. Мать-кормилица железная дорога отказала городу в тепле. Точнее, не то чтобы отказала. ОАО «РЖД» безвозмездно передало муниципальному образованию котельную, работающую на мазуте. То, что Облучью она не по карману, видно невооружённым глазом. Годовой бюджет Облученского муниципального городского поселения составляет примерно 80 миллионов рублей. При нынешних ценах на мазут в отопительный сезон только на него потребуется не менее шести миллионов рублей в месяц.
«ЗИМА», как у нас всегда бывает, наступила неожиданно: 19 июня нынешнего года жителям райцентра сообщили об отключении горячей воды – пока на тридцать дней. Но на самом деле Михаил Мизенин, начальник Дальневосточной дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД», предупреждал об этом ещё в июне 2017 года через интервью в газете «Гудок». В статье под названием «Стремимся уйти от убыточности» он заявил, что планируется передача основной котельной в муниципальную собственность Облученского городского поселения. Железнодорожники собирались построить свой модуль для выработки тепловой энергии исключительно для собственных нужд. Такое решение объяснялось в первую очередь дебиторской задолженностью ЕАО за предоставленный ресурс на сумму 23 миллиона рублей. Естественно, такой «подарок» был не в радость поселению. Избавления от убыточной котельной железнодорожники добивались посредством судебных тяжб. И добились-таки: судебное решение состоялось, котельную передали.
Она не просто в рабочем состоянии. В помещении чисто, как у хорошей хозяйки, котлы и приборы в полной готовности. Капитально отремонтирован фасад и два аварийных котла. В общем, берите и пользуйтесь. Только топливные резервуары пусты, как карманы попрошайки.
ЕВГЕНИЙ РЕКЕДА, глава Облученского городского поселения, ещё под впечатлением от мостов, разрушенных паводком. Но эта проблема – ничто в сравнении с надвигающимся отопительным сезоном.
– Эксплуатация мазутной котельной стоит 280 миллионов рублей в год, это больше, чем три наших бюджета, – констатирует Евгений Евгеньевич. – Строительство новой угольной котельной в Облучье невозможно из-за двухсотметровой полосы ограничения – водоохраной зоной между рекой Хинган и железной дорогой. Мазутная котельная в том виде, в котором она нам передана, работать может. В конце прошлого года у нас даже был потенциальный арендатор этого объекта – индивидуальный предприниматель Комарычев Евгений Владимирович. Он уже готовил тарифы для работы, но случилось так, что за полгода стоимость мазута выросла с девяти тысяч до 28 тысяч рублей за тонну. Если раньше его риск был порядка десяти миллионов рублей, то стал сорок миллионов. На такой риск ни он, ни кто другой идти не согласился. Даже московское предприятие, которое специализируется на объектах, передаваемых железной дорогой! Это экономически невыгодно. Сегодня нам не остаётся ничего другого, как создать собственное муниципальное унитарное предприятие. Оно уже регистрируется, его директором назначена Башурова Олеся Владимировна. У неё есть соответствующее образование с правом работы на опасных объектах. Забегая вперёд, скажу, что мною уже направлено письмо губернатору области. В нём я написал, что МУП не выживет, если у него не будет поддержки из иных источников. Теоретически эту котельную можно перевести из паровой в водогрейную. В этом случае она выйдет из разряда опасных объектов, и топливные затраты будут на порядок меньше. К сожалению, в этом году такая техническая реконструкция уже невозможна. Необходимо заходить туда как есть и начинать работу. Мне хочется, чтобы не только я понимал: котельная такого рода единственная на территории ЕАО. Приобретение мазута представляет особую сложность. Его надо покупать уже сегодня, а денег нет. Проблемы уже сейчас возникают не только у нас, но и у железнодорожников. Собственного модуля у них ещё нет, так что и они заинтересованы в нормальной работе котельной. На станции Облучье меняются локомотивные бригады, здесь расположен их дом отдыха, через который за сутки проходят до 180 человек. Горячая вода дому отдыха жизненно необходима. Если её вдруг не будет, к ж/д возникнут вопросы у Роспотребнадзора. Если дом отдыха закроют, Транссиб встанет. Это я к тому говорю, что пока и у железной дороги есть реальный интерес к сотрудничеству.
НИКОЛАЙ КАНДЕЛЯ, заместитель председателя правительства области, считает, что разговоры о правительственной поддержке преждевременны. Ещё непонятно, сколько МУП сумеет заработать.
– В первую очередь, – говорит Николай Михайлович, – руководству Облученского городского поселения нужно понимать, что в решении вопроса теплоснабжения многое зависит от самого муниципального образования, конечно, при взаимодействии с правительством области. Рано говорить о компенсациях, об оказании финансовой поддержки со стороны правительства, пока нет собственного муниципального унитарного предприятия, не решены вопросы организационного характера, подбора специалистов, тарифообразования. На мой взгляд, сначала нужно надлежащим образом подготовить и документально оформить работу предприятия, выстроить отношения с потребителями по оплате, а может быть, и предоплате за поставленные ресурсы. Стоимость топлива высокая, доставлять его необходимо из других субъектов, поэтому нужно внимательно подобрать поставщика, оговорить все условия. Мы, конечно, подключаемся к решению этих проблем. Железная дорога является потребителем более чем пятидесяти процентов ресурсов, и в связи с этим можно рассматривать особые условия, которые удобны для потребителей. И только после решения всего этого можно ставить вопрос о выплатах и компенсации, сумме этих выплат и так далее. Пока сделано немного, потому все действия должны быть более интенсивными.
ВЫВОД напрашивается больше назидательный, нежели оптимистический: на область надейся, а сам не плошай. Решение о создании муниципального предприятия принято, так что, как говорится, поезд тронулся. Осталось понять, будут ли платёжеспособны «пассажиры» и далеко ли получится уехать. И ещё подумалось о другом: все описанные события были легкопредсказуемы, так почему «неожиданный снег» снова валится на нашу непокрытую голову?..
Александр ДРАБКИН