Тематическая иллюстрация: pixabay.com.
Вместе с коронавирусом в нашу жизнь вошли такие понятия, как самоизоляция и карантин
БИРОБИДЖАН, 3 мая, «Город на Бире» — НЕ ДАЛЕЕ КАК осенью прошлого года в нескольких сёлах ЕАО были выявлены очаги распространения африканской чумы свиней. Чтобы предотвратить распространение этого заболевания, была предпринята радикальная мера: всех хрюшек, не только на тех подворьях, где обнаружили заболевших, но и в радиусе от пяти до 20 километров от очага заражения, уничтожили, а трупы сожгли. Только так можно было остановить эпидемию.
Но эта чума поражала исключительно свиней, и такая мера была хоть и жестокой по отношению к ним, но вполне оправданной. Что касается хозяев, то они получили пусть и не покрывающую весь убыток, но всё же компенсацию.
В сёлах, где были обнаружены больные животные, объявили карантин. На въезде в карантинную зону и выезде из неё стояли посты, которые регулировали прохождение автотранспорта. Колёса машин дезинфицировались. Естественно, через КПП нельзя было перевозить как живых свиней, так и их мясо. В помещениях, где содержались «чумные», в обязательном порядке проводилась полная дезинфекция. Эти меры позволили справиться с массовым заболеванием животных.
КОРОНАВИРУС поражает людей. Существует мнение, что опасность этой болезни весьма преувеличена, а мировая истерия неоправданна. Дескать, от других хворей – сердечно-сосудистых, онкологических и прочих заболеваний – по-прежнему умирает больше людей, чем от COVID-19. Время покажет, кто был прав, но от нового вируса умерли уже более 200 тысяч человек, так что пренебрегать мерами безопасности не стоит. К таковым относятся самоизоляция, а также карантин. Что касается первой, то сегодня эта мера распространяется на жителей практически всего мира, в том числе и России. Людям предлагается выходить на улицу только в случае крайней необходимости: вынести мусор, сходить в магазин или аптеку, выгулять собаку. При этом рекомендуется закрыть нос и рот маской, держаться на расстоянии друг от друга.
Большинство соблюдают этот режим. Современные средства коммуникации позволяют не только общаться друг с другом, но и по возможности продолжать работать дистанционно. Многие магазины осуществляют доставку продуктов по телефонному звонку или через интернет-заказ. Кафе и рестораны предлагают заказывать на дом готовые блюда. Сидеть безвылазно в квартире трудно, но подвергать себя опасности тоже не хочется.
Впрочем, немало и тех, кто режим самоизоляции если и не игнорирует совсем, то строго не соблюдает. Недавно по дороге в магазин, проходя мимо детской площадки, увидел оживлённые стайки играющих детей, мамаш с колясками. В общем, прямо картина кисти передвижника Николая Ярошенко «Всюду жизнь». Что ж, привлекать их к ответственности за нарушение рекомендованного режима, пожалуй, никто не станет. Насколько законны драконовские меры без объявления чрезвычайной ситуации, предпринимаемые в некоторых городах, в том числе и в столице, – вопрос пока без ответа.
ДРУГОЕ дело – объявление карантина. Он может быть распространён всего на один частный дом, подъезд многоквартирного и даже на населённый пункт. В отличие от режима самоизоляции, карантин накладывает на граждан обязательства, нарушение которых может повлечь за собой даже уголовную ответственность по статье 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Правда, о том, что «высшую меру» где-нибудь уже применили, я не слышал. Но штрафы за нарушение режима карантина согласно статье 6.3 КоАП уже накладываются во многих городах. Причём размер их, согласно поправке в Кодекс, для частных лиц возрос с 500 рублей до 15–40 тысяч.
В ЕАО первыми попали под карантин жители села Амурзет, где в конце марта с подозрением на коронавирус была госпитализирована семья из трёх человек, у которых впоследствии диагноз был подтверждён. Жители всего Октябрьского района первыми опробовали ограничительный режим. Им запретили выходить на улицу без особой необходимости. Хотя новых случаев ни в Амурзете, где проживает заболевшая семья, ни в других сёлах района выявлено не было, карантин пока не снят.
Через несколько дней закрыли подъезд в многоквартирном доме в Биробиджане. Под подозрение попала девушка, которая прибыла из Москвы и предположительно контактировала с людьми, которые, в свою очередь, контактировали с заболевшим. Всех жителей подъезда обязали соблюдать режим самоизоляции. Анализ проб, взятых у девушки, коронавируса не выявил – и подъезд «разблокировали».
За неполный месяц, к 25 апреля, в ЕАО было закрыто двадцать подъездов многоквартирных домов: 16 из них – в Биробиджане, по одному в Бире и Биракане, два – в Николаевке. А затем были обнаружены очаги заболевания в двух учреждениях службы исправления наказаний, расположенных на территории автономии.
Как информировала пресс-служба врио губернатора, исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Валерий Жуков заявил, что при выявлении подозрения на коронавирусную инфекцию выполняется весь комплекс мероприятий, необходимых для её нераспространения. У потенциальных носителей инфекции берутся анализы, которые проходят соответствующее исследование в лаборатории. Для тех, кто находится в изоляции и под медицинским наблюдением, организована работа волонтёров. Можно позвонить на телефоны горячей линии в Биробиджане 4-08-06 и 4-07-89 и оставить заявку на тот или иной вид помощи.
ГОРЯЧАЯ линия располагается в Многофункциональном центре. Я позвонил по одному из указанных номеров.
– Мы только принимаем заявки и передаём их в исполком регионального отделения Общероссийского народного фронта, – уточнила директор МФЦ Рита АНДРЕЕВА.
– Совместно с волонтёрами-медиками, участвующими в проекте «Мы вместе», который направлен на поддержку маломобильных и пожилых граждан, уже выполнено более 150 заявок на доставку продуктов питания, – сообщил руководитель исполкома Игорь ШАВЕРНЕВ.
Я поинтересовался, как доставляются продукты в подъезды, закрытые на карантин. Оказалось, что таких заявок не было. Обращаются в основном пожилые люди, которые находятся на самоизоляции. Набор требуемых продуктов стандартный для людей этого возраста: хлеб, молоко, крупы, некоторые просят колбаску, сыр. Особых деликатесов не заказывают.
– Наша задача – помочь, прежде всего, тем, кому помочь никто не может, – пояснил Игорь Валерьевич. – У большинства есть родственники, друзья, знакомые.
Виталий Бурик, обитатель одного из «карантинных» подъездов в Биробиджане, всем необходимым для жизни запасся заранее, поэтому за посторонней помощью не обращался.
Как понимаете, всё это относится к тем, кто находится на самоизоляции. А как же те, в чей подъезд вход воспрещён? Виталий БУРИК живёт на улице Осенней. 14 апреля подъезд его дома закрыли на карантин.
– Я никуда за помощью не обращался, – рассказал Виталий Николаевич. – Продуктами я запасся заранее, как только стало известно о пандемии. Набил морозильную камеру мясными и рыбными продуктами. Закупил крупы, консервы, сухое молоко, растительное масло. Есть сухари. На Пасху даже сам испёк кулич. Словом, есть всё для выживания.
Елена КНЯЗЕВА сейчас тоже одна в своей квартире на улице Набережной. Детей ещё в начале эпидемии она перевезла к бабушке, которая живёт в своём доме на окраине города. Расставание с детьми, хоть постоянно связывается с ними по Skype, WhatsApp, – самое тяжёлое испытание для психики. Что касается продуктов, то проблем особых нет. Хотя запасов она не сделала, выручают друзья.
СЛОВОМ, попавшие под подозрение граждане предпочитают действовать по давно проверенному в нашей стране правилу: «Спасение утопающих – дело самих утопающих». И всё же вопросы остаются. Их я хотел задать руководителю Роспотребнадзора ЕАО Павлу КОПЫЛОВУ, даже дозвонился до него, но Павел Викторович сказал, что занят и пообещал перезвонить. Прошло больше недели, но звонка от чиновника я не дождался, а на мои звонки он отвечать перестал. Поэтому спрашиваю теперь.
Режим самоизоляции предполагает, что находящиеся на карантине не могут ни с кем контактировать. Но при передаче продуктов родственниками, знакомыми такого контакта вроде бы не избежать. Их оставляют у входной двери, но в таком случае находящийся на карантине человек выходит из своей квартиры. Это допустимо?
Насколько целесообразно скрывать от общественности точные адреса «карантинных» подъездов?
Для работников исправительных учреждений организован обсерватор на базе курорта «Кульдур». Быть может, стоило бы помещать в такие временные учреждения всех, кто должен быть изолирован?
Как должны поступать находящиеся на карантине владельцы собак?
Как ведётся медицинское обследование находящихся на карантине? Те, с кем я беседовал, рассказали, что медики их посещали дважды для забора проб на анализ. В остальные дни их попросили дважды в день измерять температуру и сообщать её в поликлинику. Достаточно ли этого для своевременного выявления и предотвращения за-болевания?
Кто и как проверяет санитарную обработку подъездов? Как часто она должна проводиться? Как обеспечивается безопасность работников домоуправления, проводящих такую дезинфекцию?
Ждём ответов...
Михаил КЛИМЕНКОВ