Иллюстрация pixabay.com
БИРОБИДЖАН, 16 февраля, «Город на Бире» - Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона, которым вводится уголовная ответственность вплоть до 15 лет лишения свободы за «занятие высшего положения в преступной иерархии». Информация об этом опубликована в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новой статьей 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии», согласно которой за эти деяния вводится наказание в виде «лишения свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода, осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от года до двух лет».
Одновременно предусматриваются поправки в статью 210 УК РФ («Организация преступного сообщества (преступной организации)»), согласно которым «создание преступного сообщества в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей».
Также предлагается ввести уголовную ответственность за сам факт участия в «воровской сходке». Так, «участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп в целях совершения преступлений» наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. Для лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, создание и руководство ОПГ, а также координация деятельности ее членов, повлечет лишение свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей и с ограничением свободы на срок от года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Что в этом случае предстоит вменить в вину «Криминальному авторитету»? Как известно, эта категория лиц, имеющих устойчивую преступную ориентацию, тем не менее сама себя авторитетом не объявляет. Это делают на воровских сходках другие авторитеты. И, конечно, протоколов заседаний они не ведут.
Редакция портала «Город на Бире» выслушала мнения людей, так или иначе сталкивавшихся с представителями преступного мира.
Андрей Пархоменко – бывший сотрудник областного Управления по борьбе с организованной преступностью, начальник Биробиджанского ГОВД, экс-мэр города Биробиджана:
-Еще несколько лет назад, я бы поддержал эту идею. Но сегодня, имея за спиной личный печальный жизненный опыт, боюсь, что такая статья в Уголовном Кодексе РФ, позволит кого угодно объявить криминальным авторитетом по желанию государства. Очень сомневаюсь, что у нас это заработает. В Грузии заработало, а у нас – не знаю. Меня в этом случае интересует только, каким образом будут определять и собирать признаки преступления. Не исключаю, что в основе своей это будут оперативные материалы, которые будут нарабатываться в отношении конкретных людей.
Валерий Ласкаржевский – бывший судья областного суда ЕАО:
-Это сделано по примеру Грузии, где вора в законе сразу приговаривают к лишению свободы. Это ничего не даст, это глупость. Они уже не знают, за что хвататься, выдумывают всякую отсебятину. Лично я против такого решения. Это полумеры, которые ни на что не повлияют. Другая проблема в том, что люди, обыкновенные граждане, уже не верят властям и обращаются за помощью к преступным авторитетам. И те решают их проблемы за определённую плату. Я лично знаю таких людей, более того, среди них даже бывшие сотрудники правоохранительных органов. Я знаю, что такие факты чаще других случались в Облученском районе. Это прослеживалось в уголовных делах.
Михаил Спиваков – бывший начальник областного Управления по борьбе с организованной преступностью:
- В Уголовном кодексе уже есть ответственность за организацию незаконного вооружённого формирования и участие в нем, за бандитизм, что тоже предполагает создание устойчивой вооруженной группы, есть ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в ней. Все это сопровождается активными действиями лиц. Трудно представляю себе, как определить человека, в роли криминального авторитета или лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии. По опыту своей работы знаю, даже начальники колоний не говорят о том, что в их исправительном учреждении есть осужденные, занимающие привилегированное положение и неофициально имеющие власть над другими осуждёнными. Тем более, не представляю формулировку обвинения и сбор доказательств.
Андрей Белоусов – бывший заместитель начальника областного Управления по борьбе с организованной преступностью, ветеран МВД:
-Я за такую статью. Преступник своим авторитетом зарабатывает себе на жизнь. Как минимум, эта статья будет сбивать воровскую романтику.
Александр Драбкин