В Уголовном кодексе поправки стирают грань между побоями и воспитательным подзатыльником

В нюансах закона разбирался журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, «Город на Бире», 12 сентября – Детство – время настолько беззаботное, что омрачить его может разве что ремень, который лежит у папы в шкафу. Но прежде чем выдать нашалившему отпрыску пару воспитательных шлепков, стоит трижды подумать. Обиженный подросток, даже синяков не получив, может обратиться в полицию, и его заявление примут. Этим летом Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобрил закон о декриминализации ряда статей российского уголовного законодательства. Среди сенаторов возникла дискуссия по поводу изменений в статье 116 УК РФ («Побои»). Согласно нововведениям, побоями нынче считаются насильственные действия в отношении близких лиц, повлекшие за собой физическую боль без последствий. Под близкими лицами подразумеваются люди, ведущие совместное хозяйство, бабушки, дедушки, супруги и, конечно, дети.

Защита от ремня

Суть изменений в том, чтобы побои, если они не повлекли последствий, перевести из разряда уголовных правонарушений в административные. В ходе обсуждения член Совфеда Андрей КЛИШАС заявил, что законопроект прежде всего направлен на защиту детей, так как семья должна быть местом безопасным. Ведь если ребёнка побьёт третье лицо, то на стороне несовершеннолетнего будет и закон, и родители. А если сам родитель лупит ребёнка, то защищать последнего некому.

При этом Андрей Александрович заверил, что законопроект не вводит никаких дополнительных норм ответственности для родителей, кроме тех, что уже существуют. Так, факт побоев в отношении близких лиц автоматически переводит правонарушение обратно в уголовный контекст. Кроме того, в пояснительной записке к закону указано, что без уголовных последствий родитель может физически воздействовать на ребёнка лишь однократно. Если правонарушение повторится в течение года, оно опять же начнёт считаться преступлением. Получается, что фактически декриминализации не произошло.

Состав преступления имеет лишь один признак: физическую боль. Шлёпнул ребёнка – получи штраф от 5 до 30 тысяч рублей, административный арест на срок от 10 до 15 суток либо обязательные работы от 60 до 120 часов. Шлёпнул дважды – добро пожаловать в уголовный суд. Наказание будет варьироваться в зависимости от мотивов преступления: обязательные работы на срок до 360 часов; исправительные работы на срок до одного года либо ограничение свободы до двух лет; принудительные работы до двух лет; арест до полугода, и максимальное – лишение свободы на срок до двух лет. И как-то это слишком жёстко для пары щелбанов за разбитый бабушкин фарфор.

С одной стороны, закон действительно защищает детей от насилия в семье. С другой – лишает родителей возможности наказывать своих чад в воспитательных целях. Одно дело, когда ребёнок пришёл в школу в синяках и ссадинах, а совсем другое – драматично рыдающий в отделении полиции фантазёр, обиженный на папу за то, что тот не купил ему новый айфон.

 

Домострой (перевод В. В. Колесова)
Глава 15. Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем:
«...Любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

 

Дети могут всё, что угодно

По факту, благодаря поправкам в законе, дети могут спокойно манипулировать родителями. Запретил папа играть в приставку – пойду в полицию, скажу, что отдубасил тапкой. Не хочу делать

уроки, а мать орёт, что это нужно, – напишу заявление, что она не просто кричала, а ещё и больно руки выкручивала. Ребячья фантазия многогранна. Тем не менее, в полиции уверяют, что к детским словам относятся серьёзно, ведь, к сожалению, в большинстве случаев побои – это не плод воображения.

– В органы внутренних дел с жалобой на физическое наказание в семье может обратиться и ребёнок. Его заявление будет обязательно принято. По заявлению будет проведена проверка, опросят соседей, учителей, всех, – говорит инспектор ПДН УМВД России по ЕАО Ирина СИНЕГУБ.

В практике Ирины Владимировны случаев, когда ребёнок из мести за воспитательные меры решил оклеветать родителя, не было. Инспектор говорит, что в ходе административного расследования – как правило, тщательного и скрупулёзного – правда всегда вскроется. Вероятность того, что мама-папа пойдут под суд за то, чего не совершали, ничтожно мала. Большая часть конфликтов между поколениями завершается в суде примирением сторон. Но это не значит, что вокруг нас – тишь да гладь. Как говорит старший референт группы информации и общественных связей УМВД России по ЕАО капитан внутренней службы Оксана ТКАЧЁВА, звонки от детей с просьбами о помощи в полицию всё же поступают. Как факт это, конечно, не радует, но ведь раньше дети не говорили о своих проблемах в принципе.

– Мы всегда призываем: не молчите! Телефон работает круглосуточно. Точно так же обращаюсь к взрослым. Если вы видите, что мужчина тащит по улице ребёнка, а тот плачет-заливается, это не всегда воспитательный момент и капризы. И если за стеной уже которые сутки кричит ребёнок, тоже стоит проявить бдительность, – считает Оксана Викторовна.

Но есть один тонкий момент. Моя, например, дочь любит поорать, причем порой делает это театрально: со всхлипываниями и стонами, одним глазом поглядывая на мою реакцию. Иногда в ответ и я начинаю повышать голос. В такие минуты абсолютно лишним был бы в нашей квартире бдительный сосед с нарядом полиции. Ведь адекватный, любящий родитель обязательно шлёпает малыша по ладошкам, чтобы тот в розетку пальцы не совал. Мама может не пустить на дискотеку, удержав за руку или обидно затолкав в комнату. Делается это именно потому, что родителю не наплевать на ребёнка. Он хочет оградить его от ошибок и удержать от плохих поступков. В неблагополучных семьях мама и папа могут отвесить сыну тумаков, только когда протрезвеют. В остальное время им плевать, чем сынулька занят. Но ребят из таких семей обычно забирают в детский дом. Выходит, что поправок в статье 116 стоит бояться нормальным родителям, применяющим типичные методы воспитания.

 

Ольга БАБИЙ, начальник Управления по опеке и попечительству ЕАО (из доклада на областном форуме педагогических работников 2016 г.):
– Только в 5% случаев к детям применяют насилие незнакомые люди. Всё остальное случается в семье. Причём 80% семей, где происходит насилие, – полные, внешне благополучные, не состоящие на различных формах учёта.

 

Традиция бить

В Израиле родителям запрещено не то что бить, а даже кричать на детей. Еврейская автономная область, несмотря на свои особенности, территория всё же российская. Поэтому родители сплошь и рядом применяют телесные наказания, чтобы у детей не было пробелов в воспитании. Ещё Ломоносов говорил: «Розга ум бодрит и возбуждает память». Честно, я не сторонник подобных действий. Но в повседневной рутине не у каждого из нас хватает терпения раз за разом повторять ребёнку, что, к примеру, делать селфи на железной дороге опасно.

Глубокую обеспокоенность в связи с принятием поправок в законе выразила Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. В заявлении комиссии, опубликованном на сайте Московского патриархата, отмечается, что «закон направлен против семьи и добросовестных родителей», «противоречит принятому в нашей культуре пониманию прав родителей», а также «не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества».

Психолог Анастасия ХАНИНА говорит, что закон нуждается в доработке: с одной стороны, он защищает детей, а с другой – даёт почву для необоснованного вторжения органов опеки в частную жизнь семьи. Специалист огорчена, что родители чаще всего наказывают детей за плохую учёбу, абсолютно не интересуясь, как ведёт себя ребёнок в обычной жизни.

– Я с уверенностью могу сказать, что каждого второго, по крайней мере, из тех, с кем я работала в школе № 16, били за двойки. И это настолько вошло в традицию, что дети думают: так и должно быть. И потом они сами начинают бить одноклассников, агрессивно вести себя. А как иначе, если они впитывают эту атмосферу с молоком матери? Я считаю, что ни при каких обстоятельствах ни один человек не имеет права бить другого. Пыталась им это объяснять, но для них родитель всегда прав. Были случаи, когда я точно знала, что мама и папа у ребёнка пьяницы, что у них постоянно ругань, драки. При этом дети утверждали, что у них дома всё хорошо. И только после второго, третьего разговора удавалось их вывести на беседу о ситуации в семье. Больше всего информации о семье могут дать рисунки. Поэтому учителям, воспитателям в детском саду нужно обращать внимание на то, что рисует ребёнок. Если папа или мама изображены с длинными руками, с кулаками – девяносто процентов, что дома есть насилие. Может быть так, что родитель изображен вообще без рук или очень-очень маленьким – это называется «компенсация». В таких случаях нужно быть внимательными, вплоть до того, чтобы со школы или детсада вызвать ПДН.

Психолог предложила альтернативный метод наказания. Например, вместо подзатыльника за двойку предлагать ребёнку пару недель делать то, что он больше всего не любит: мыть посуду, гулять по утрам с собакой. Тогда у детей будет формироваться чувство ответственности за свои поступки, а родителей не привлекут к ответственности уголовной.

Катерина ТЮЛЬКИНА

Телефон доверия УМВД России по ЕАО 2-03-02

Теги
Joomla SEF URLs by Artio