Будущее пополнение дойного стада Бодровых.
В причинах разбирался журналист «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 9 апреля, «Город на Бире» – Дом Бодровых в селе Луговом найти было несложно. Главная примета, сказали односельчане, – молочные бидоны у калитки. Здесь принимают молоко из личных подсобных хозяйств.
Две Дарьи – Бодрова (слева) и Жарихина – сотрудничают не только на ниве культуры.
ДАРЬЯ БОДРОВА – заведующая местным клубом. Иметь в селе постоянную работу в бюджетной организации сегодня большая удача. Но культура – не та сфера, зарплата в которой позволяет жить достойно. Впрочем, молодая женщина могла бы переложить заботу о материальном благополучии семьи на мужа: Александр Бодров – фермер. Однако Дарья девушка деревенская, с детства приучена к труду.
Молодая семья десять лет назад завела двух коров. Со временем поголовье разрасталось. Сегодня на подворье Бодровых 18 голов крупного рогатого скота, в том числе восемь дойных коров. За зиму народились ещё пять телят. Управляться с таким немалым хозяйством одной Дарье непросто. Конечно, ей помогает свекровь Тамара Николаевна – старшие и младшие Бодровы живут вместе в просторном доме, перепланированном из двухквартирного. Однако основная нагрузка всё же лежит на невестке. Чтобы она управлялась без надрыва, приобрели доильный аппарат.
Летом в сутки надаивают до 150 литров молока. Для семьи из пяти человек этого слишком много, даже с учётом того, что часть молока идёт на выпойку телят. Продать все излишки односельчанам не получится. Вывозить в райцентр тоже не дело: во-первых, до него почти тридцать километров, во-вторых, стоять на рынке некогда, а в-третьих, в Амурзете и ближайших к нему сёлах своих молочников хватает. Поэтому почти сразу Бодровы приноровились сдавать излишки на биробиджанские предприятия. Сначала это был молокозавод, потом ООО «Бипико», теперь – ООО «Бипико сыр».
Первые годы сдавали только своё молоко, а последние семь лет принимают продукцию с других личных подворий. Зимой машина с завода приезжает раз в четыре дня, весной и осенью – раз в три дня, летом – через день.
– Летом, бывало, вместе с нашим молоком по полтонны сдавали, – рассказала Дарья. – Конечно, работы хватает. Когда тепло, бидоны в холодильник переносим – специально купили такой, чтобы помещались, как в магазинах. В морозы переносим в коридор – там молоко и не замерзает, и не прокисает.
Заработок от этой возни невелик. Молоко завод принимает по 18 рублей за литр, рубль с каждого литра – Бодровых. И занимаются они сбором молока потому, что соседям хочется подмогнуть. Заводская-то машина по всем дворам ездить не будет. Сдают молоко Бодровым в основном те, кто живёт поблизости. В Луговом есть ещё несколько семей, собирающих молоко для предприятия.
Дарья ЖАРИХИНА – соседка и коллега Бодровой. Она работает в клубе библио-текарем. В хозяйстве у неё всего две коровы. Утром она сдала десять литров молока, рассчитывает, что вечером будет столько же.
– Конечно, 17 рублей за литр, которые мы получаем с молокозавода, маловато, – считает она, – но и такие деньги тоже нелишние. Тем более что расплачивается завод регулярно: сегодня сдали – в следующий приезд деньги получаем.
ЧИСЛЕННОСТЬ рогатого поголовья в личных подворьях Лугового в последние годы не растёт. Слава богу, хоть не падает. На всё село – 34 коровы, не считая фермерских. Разве сравнить с тем, что было когда-то?!
И главная причина ясна всем. Корова, конечно, кормилица семьи, но и её нужно кормить. А цены сегодня что на грубые, что на концентрированные корма несравнимы с ценами на молоко. Килограмм зернового размола продают по 15-16 рублей. Корове, чтобы удой был хорошим, литров 15-20, нужно до семи килограммов размола в день. А ещё сена рублей на сто. А за литр сданного молока на завод сдатчик получает 17 рублей.
– Дисбаланс между ценами на корма и на молоко является основной причиной того, что поголовье в нашем районе не растёт, – считает главный специалист Октябрьского районного управления сельского хозяйства Людмила КУСТОВА.
У молокозавода свои аргументы.
– По самым скромным подсчётам один рейс КамАЗа с цистерной в Октябрьский район обходится нам примерно в десять тысяч рублей, – подсчитал заместитель директора ООО «Бипико сыр» Александр ГЕЛЬФАНД. – А собирает он зимой не более восьмисот килограммов. То есть, только на перевозке килограмм обходится примерно в двенадцать с половиной рублей. Всё молоко обязательно проверяется на качество – это тоже затраты. Бутылка с этикеткой и пробкой – ещё девять рублей. Разумеется, нужно выплатить зарплату персоналу. А ещё налоги – в месяц это более миллиона рублей. А ещё плата за электроэнергию… Так что с цены в 55 рублей, по которой мы продаём молоко в торговую сеть, нам остаётся минимум. Поэтому повысить закупочную цену в Октябрьском районе мы не можем. Вот если бы зимой, когда молока действительно не хватает, мы собирали бы там две тонны, то можно было бы повысить закупочную цену на два-три рубля.
Таким образом, чтобы увеличить численность коров в районе, нужно повысить закупочные цены на молоко. А это возможно, если поголовье скота в личных подсобных хозяйствах резко возрастёт. Разорвать этот порочный круг призваны субсидии на реализованное молоко. Их выплачивают во всех субъектах Федерации из региональных бюджетов. В ЕАО они самые низкие в ДФО: всего 4,2 рубля за килограмм. Да к тому же выплачиваются с большими задержками.
ЧТО КАСАЕТСЯ БОДРОВЫХ, то в планы семьи входит увеличение дойного поголовья.
– У нас зерно на корм своё, сено тоже – почему бы и не держать коров побольше? – с чувством гордости говорит Дарья.
Возможно, в недалёком уже будущем основными производителями молока станут крупные комплексы и крестьянские хозяйства. Но вот кто будет на них работать, если опустеют скотные помещения при усадьбах? Ведь к уходу за животными привыкают сызмальства…...
Михаил КЛИМЕНКОВ