В ЕАО в петле или от других способов суицида погибает в несколько раз больше людей, чем в ДТП и пожарах

По данным Росстата за 2015 год, самый большой показатель в России по числу самоубийств у республики Алтай – 54,1 на сто тысяч населения. На втором месте печального рейтинга – Забайкальский край с цифрами 50,5. Еврейской автономии в этом рейтинге отведено третье место: суицидов у нас 47,8 на то же количество населения. В группе риска по этому показателю находятся многие регионы Дальнего Востока и Сибири. В проблеме пытался разобраться журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 16 мая, «Город на Бире» - Большая часть российских суицидников, и ЕАО здесь не исключение, – это трудоспособные люди до пенсионного возраста. Большинство законченных самоубийств совершают мужчины, чаще всего на фоне алкогольного опьянения. А вот суицидальные попытки чаще на счету женщин. На один добровольный уход из жизни российского мужчины приходится от семи до одиннадцати женских «показательных выступлений».

– Пьяный человек более выраженно подвержен совершению какого-либо суицидального действия, чем трезвый. В состоянии алкогольного опьянения мышление работает по-другому, воля и эмоции придавлены, – объясняет заведующий отделением пограничных состояний областной психиатрической больницы Олег ТОЙТМАН. – Женщины больше подвержены депрессиям. Они тяжелее переживают стрессовые ситуации. Многие люди, заимев проблемы внутри себя, не приходят к психиатрам, психотерапевтам. Они пытаются эти проблемы разрешить самостоятельно. Но чем глубже человек уходит в депрессию, тем сложнее ему из неё выйти. И тем больше вероятность того, что человек может что-то с собой сделать. Потому что возникают идеи самообвинения, самоуничижения, добавляются ещё более тяжелые проблемы. Суицидальные действия не развиваются в начале депрессивной истории. Проходит как минимум полгода до того момента, когда у человека формируется понимание, что он не видит выхода. После всех неудачных попыток найти выход он видит перед собой только одно: суицидальное действие, которое может ему в чём-то «помочь»...

Давно забытые причины суицида – из-за экономического кризиса в стране – снова возвращаются в нашу жизнь. Как говорит Олег Леонидович, на лечение в психиатрическую больницу стали попадать люди, которые пытаются наложить на себя руки из-за проблем с кредитами. Человек берёт большой кредит, но потом его увольняют с работы или он теряет свой бизнес. Банк передает долг коллекторскому агентству. А те с должниками не церемонятся. Как печальный итог – сильная депрессия, попытка суицида или завершенное самоубийство.

Но большая часть суицидов – это не что иное, как попытка достучаться до близких, обратить внимание на проблемы, добиться своего любым, даже таким страшным способом. Например, 1 января прошлого года в поселке Хинганск мужчина в состоянии алкогольного опьянения после бытовой ссоры с женой пошел и повесился. Чего он хотел? Напугать? Отомстить? А сколько выросших девочек и мальчиков прячут под напульсниками и длинными рукавами свитеров тонкие шрамы от импульсивно сделанных порезов?

– Наши пациенты с депрессивными расстройствами, с неврозами, с тревогами часто высказывают суицидальные мысли: «всё достало», «я готов покончить с собой». В год через моё отделение проходит примерно человек триста с неврозами, из них суицидальные мысли высказывают процентов тридцать. Говорят, что они могли бы что-то с собой сделать, если бы ситуация ещё более ухудшилась, – рассказывает Олег Тойтман. – К суициду как к крайнему варианту развития событий прибегает две категории людей. Либо очень стеничные, волевые – то есть те, кто, приняв решение, способны довести его до конца. Либо пациенты, склонные к самоуничижению и самообвинению. Не каждый человек, который вознамерился что-то с собой сделать, сможет совершить задуманное. Психологически самоубийство – тяжелый шаг. Это действие часто сопряжено с каким-то болевым синдромом, с не очень приятными ощущениями.

В 1992 году в России отменили так называемый учёт, на который ставили всех, хоть раз побывавших на лечении в психиатрической больнице. Тем не менее люди, в том числе и те, кто родился уже после 92-го года, панически боятся обращаться к психиатрам. Видимо, им сразу представляется пара уколов успокоительного, смирительная рубашка и комната с мягкими стенами... А потом – увольнение с работы. На самом деле невроз – это такая болезнь, которую нужно лечить с помощью специалистов. А мы часто предпочитаем её просто не замечать. Ну дёргается глаз, на близких стали больше срываться, простые действия на работе плохо получаются. Мы заливаем проблемы алкоголем, заедаем сладостями, совершаем множество импульсивных покупок. Но проблемы только копятся. И иногда нужно просто не бояться обратиться с ними к специалисту.

Вера КРАВЕЦ

Joomla SEF URLs by Artio