В «каучуковой катавасии» разбирался журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 12 марта, «Город на Бире» - Не всем и не всегда нравится, когда я в журналистских материалах упоминаю времена своего детства – советские 60-е, и сравниваю события и нравы минувших лет с настоящими. Но такое сопоставление – не порок, а надёжный приём, где всё «весомо, грубо, зримо»*, даже если иногда это и выглядит абсурдно.
ГЛАВНОЕ уличное игровое детское сооружение всех времён – песочница. Опасности никакой, зато море удовольствия и безграничные возможности для детского художественного творчества. В моём детстве были ещё деревянные качели. Чуть позже во дворах появились – опять же деревянные – причудливые фигуры крокодила Гены, Чебурашки и других сказочных героев. Фигуры эти простояли недолго: хулиганьё да вандалы что-то пожгли, что-то изломали по пьяни да по дури, и дворы снова пришли в запустение. Чуть позже местные самоделкины стали приспосабливать для игр на детских площадках автомобильные покрышки. Из них можно изготовить причудливые фигуры, игровые сооружения, спортивные тренажёры... Они не привлекают вандалов, неприхотливы к погодным условиям. Покрышки стали использовать и в детских садах. Почему? Да опять же от бедности. Изделия из дерева и металла дорого стоят, а эти, из колёс, – и дёшево, и весело.
ПРОШЛОЙ ОСЕНЬЮ Октябрьская и Ленинская районные прокуратуры вчитались в содержание «Санитарно-эпидемиологических правил и норм», сочли «бэушные» шины вредными для здоровья детей и инициировали привлечение к административной ответственности нескольких руководителей дошкольных учреждений. Вести о таких мерах прокурорского реагирования быстро донеслись до областного центра, и все заведующие детских садов, в ком ещё квартировал защитный инстинкт, избавились от автомобильных покрышек на «своей» территории.
Я лично, как ни старался, ни одного нормативного акта, напрямую запрещающего использование покрышек в быту, не нашёл. Прокурорские работники в своих документах ссылаются на пункты 3.2 и 3.4. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». Там установлен исчерпывающий перечень мест, на которых допустимо постоянное или временное хранение отходов. Естественно, что территории дошкольных образовательных учреждений в данный перечень не входят. То есть в отсутствии логики проверяющих не упрекнёшь: использованные шины – это отходы, детская площадка – это не хранилище отходов, значит, хранить шины на детской площадке нельзя.
НО ВЕДЬ старые автомобильные колёса не складировались в дошкольных учреждениях, а были частью декоративных сооружений на уличных игровых площадках. Все наперечёт. Ну пусть десять штук, ну максимум пятнадцать. На свежем воздухе. Большинство поделок крашеные.
Я искренне полагал, что «колёсный» запрет можно будет найти в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Такой документ, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, есть. Но в нём – в пункте 3.12 – указано лишь на необходимость оборудования детских игровых площадок с учётом росто-возрастных особенностей. Игровое оборудование, указано в постановлении, должно быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
ОСТАЛОСЬ ВЫЯСНИТЬ, какое именно и насколько сильное вредное воздействие оказывают на человека старые автомобильные покрышки. В классификаторе отходов они отнесены к IV степени опасности. В этой же группе: поролон, ДСП, виниловые обои, отбеливатели и даже моющие вещества, которыми мы ежедневно пользуемся в быту. При этом, если шины на площадке окрашены, вести речь следует лишь о качестве краски.
Степень опасности для здоровья человека напрямую зависит от химического состава изделия. Я в этом не великий специалист, так что для пользы дела напросился на консультацию к известному в нашем городе учителю химии Григорию ГЛАДЫШЕВУ.
– Если это колёса, обычные резиновые автомобильные колёса, то никого фенола там нет, – сказал Григорий Николаевич. – Фенолы содержатся в пластмассах. А покрышки – это каучук, сера и уголь. Процесс изготовления называется вулканизацией. Берут все эти составные, нагревают до определенной температуры – и одна структура переходит в другую. Каучук не имеет никакого воздействия на окружающую среду. «Вредность» колес – просто очередная утка, которую кто-то запустил, а кто-то принял во внимание.
РУКОВОДИТЕЛЬ Управления Роспотребнадзора по ЕАО Павел КОПЫЛОВ утверждает, что его ведомство никаких указаний выкапывать колёса не давало. Однако подчеркнул, что на территории дошкольных учреждений должны быть размещены игровые формы, отвечающие требованиям безопасности и надлежащим образом сертифицированные. Покрышки никаких сертификатов иметь не могут, потому как относятся к отходам.
– Представляют ли окрашенные покрышки какую-то опасность? Об этом можно рассуждать только теоретически, потому что никто на территории области таких исследований не проводил, – сказал Павел Викторович. – Но я сам отец и поэтому хотел бы быть уверен, что детские площадки соответствуют критериям безопасности.
ЕЛЕНА ЕЖОВА, главный специалист-эксперт городского отдела образования, тоже подтвердила, что указания выкопать на территориях детских садов все изделия из покрышек никто не давал.
– Все такие решения, – сказала Елена Петровна, – заведующие детскими садами приняли сами. Они перепугались, узнав, что в Ленинском районе некоторых их коллег по инициативе прокуратуры наказали.
ЛЮДМИЛА САВВАТЕЕВА, заместитель заведующей биробиджанским детским садом № 21, объяснила своё решение так:
– Начитались информации из интернета и, чтобы не рисковать, выкопали колёса и увезли, а ямы заровняли в ходе субботника. Была осень, и на пустое место пока ещё ничего не поставили, но планируем вкопать что-то из дерева.
ВОТ ТАКАЯ каучуковая катавасия. Смешная и немного горькая. Я снова вспомнил детство, где резиновые автомобильные баллоны служили нам надёжными плавательными средствами. Турники и качели отцы варили нам из металлолома, и никто их за это не наказывал – у тогдашней прокуратуры были дела поважнее.
А ещё я недавно был в Смидовичском районе. Пенсионерка Зинаида Алексеевна Комаревцева, бывший дошкольный работник, с гордостью показывала мне необычный двор обычной панельной пятиэтажки. Всё вокруг украшено самоделками из покрышек (на фото). Здесь и клумбы, и спортивные сооружения, зверушки, герои сказок... Любовался я этим двором и думал: хорошо, что у проверяющих до него руки не дошли, что никто не встал на защиту здоровья детишек, живущих в этом доме. А ведь не исключено. Двор-то подозрительный: очень уж благоустроенный какой-то...
Александр ДРАБКИН
* Цитата из стихотворения Владимира Маяковского «Во весь голос».