Как пишет газета «Ди Вох», четыре региона РФ не предусмотрели в своем бюджете полный объем средств на 2018 год на выполнение майских указов президента по повышению зарплат учителям, врачам, научным работникам, преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также работникам учреждений культуры. Об этом заявил глава Минтруда Максим Топилин. В список «неуспевающих» попали Пермский край, Тыва, Республика Северная Осетия и Еврейская автономная область.
БИРОБИДЖАН, 12 января, «Город на Бире» – Зарплата работников учреждений культуры Октябрьского района ЕАО не повышалась уже три года. К концу 2017-го «дорожную карту» район выполнил лишь на 82,7%.
Чтобы «дотянуть» среднюю зарплату культработников до нормативов, прописанных в майских указах президента, здесь стали говорить о сокращении рабочего времени и переходе на неполную рабочую неделю. Людей такая перспектива откровенно напугала.
НАЧАЛЬНИК районного отдела культуры Людмила ПАРУНОВА говорит, что дополнительные средства на повышение заработной платы работникам культуры в Октябрьском районе выделялись только в 2013-2014 годах. Оно тогда составило 20 процентов. Остальные три года прошли без дополнительного финансирования.
– Заработная плата незначительно росла только за счёт того, что внутри самого учреждения есть стимулирующие выплаты для работников, – объясняет Людмила Александровна. – Сейчас стоит вопрос о стопроцентном достижении показателей региональной «дорожной карты», то есть мы должны довести зарплату наших работников культуры до средней по региону – это 32 тысячи рублей. Сейчас они в среднем получают 25 190 рублей – это 82,7% дорожной карты. Мы в любом случае это выполнить не сможем. Нам рекомендовано принять «дополнительные меры», чтобы вывести заработную плату культработников на нужный показатель по региону.
Какими должны быть эти «дополнительные меры», остаётся только догадываться. Сокращать в «культурной» сфере уже просто некого. Переводить оставшихся людей на короткий рабочий день тоже плохой выход из положения. При и без того скромных сельских доходах люди не только по факту недополучат положенные им деньги, но и потеряют в стаже, что потом скажется при начислении пенсии.
ДИРЕКТОР «Центра культуры и досуга» села Амурзет Андрей СТАРЧАК надеется, что решение будет принято в пользу работников культуры, а не во вред им.
– В глубине души мы верим, что вопрос будет решен положительно. Я так понимаю: областными учреждениями культуры дорожная карта к 2018 году выполнена. На совещаниях говорилось о том, что им должны выделить дополнительное финансирование для повышения оплаты труда работников. А почему районы оставили без дополнительного финансирования?! – недоумевает Андрей Иванович. – Как специалистов сокращать?! Творческих людей и так не хватает катастрофически. Каждый специалист в учреждении выполняет множество задач, обязанностей. А если сократят рабочее время, мы сами не сможем выполнить свою «дорожную карту». Ведь в ней прописано не только повышение зарплаты, но и количество мероприятий, увеличение числа людей, которые занимаются в самодеятельности, и многие другие показатели.
СЕГОДНЯ в Амурзете действуют тридцать клубных формирований и коллективов, в которых заняты люди всех возрастов из разных социальных групп. И они существуют не на бумаге, а в реальной жизни. Только коллективов со званием народного в селе шесть, и уж с ними точно надо репетировать. Работники местного ДК стараются подстраиваться под своих артистов.
– Я руковожу тремя народными коллективами для взрослых: «Гуляй, братки!», «Весняночка» и хор. Плюс три коллектива для детей. Играю на баяне, на фоно.
Занятость очень высокая. До обеда я должна подобрать репертуар, разложить партии. После обеда и весь день в субботу – репетиции. А зарплата у меня чуть больше двадцати тысяч, и это только потому, что высокий процент совместительства, – рассказывает Елена ЛАПИНА. – Работать есть с кем в Амурзете, дети и взрослые с удовольствием ходят на кружки. Сейчас работает молодой специалист в хореографии – старается, создает свой коллектив. У неё есть несколько групп детей. И музыку подобрать, и лексику развести в любом танце, и продумать, драматургически выстроить номер, разработать эскиз костюмов – это всё очень сложно. Жаль только, что в своей работе ей даже посоветоваться не с кем. Об Октябрьском районе выпускники нашего колледжа культуры даже слышать не хотят.
Сельский дом культуры может заработать проведением концертов, платных мероприятий, профессиональных праздников... Но это мизер. Делать платными все мероприятия подряд нельзя! Для деревни и 50 рублей – деньги, так что люди просто не станут покупать билеты. Судя по опыту прошлых лет, за год сельское учреждение культуры в ЕАО в состоянии заработать тысяч 150–200. Пустить эти деньги на повышение зарплаты нельзя. На что тогда ДК будет приобретать костюмы, аппаратуру?! Да пусть даже и канцелярские принадлежности и хозтовары?! Из бюджета деньги на это не приходят.
– Ансамбль казачьей песни выиграл грант в размере 350 тысяч рублей, так что сейчас мы хотя бы немного приодели участников нашей художественной самодеятельности, заказали профессиональные микрофоны, пару хороших колонок для выездных мероприятий, – рассказывает Андрей Старчак. – Я звонил в Кировскую область своим бывшим коллегам. Там недавно повысили зарплату, «дорожную карту» выполнили. А там такой же посёлок, маленький районный центр. У нас хотя бы на пять процентов за эти годы тоже надо было зарплату увеличивать. Наверное, не такие уж это значительные цифры для ЕАО.
НА САМОМ ДЕЛЕ ломать голову над тем, как выполнить в регионе «дорожную карту», должны чиновники. А у директора сельского ДК и без этого головной боли хватает. Например, где найти четыреста тысяч, чтобы капитально отремонтировать сцену, которая скоро завалится? Как купить нормальное осветительное оборудование? Кто заменит насквозь промерзшие китайские пластиковые окна на втором этаже и отремонтирует обвалившийся потолок в кабинете методистов?..
Вера КРАВЕЦ