БИРОБИДЖАН, 31 мая, «Город на Бире» — Всё началось с сообщения и фотографий, которые прислал нам биробиджанец, регулярно совершающий пробежки по пересечённой местности. Он поведал нам об огромной свалке: «Локация – 100 метров на восток от нового моста к железнодорожному, вдоль реки. Площадь – около 400 квадратных метров. Свозят туда спиленные деревья года два. Как загорится, жуть будет».
ИСТОЧНИК информации ничего не перепутал. Я легко нашёл обозначенный участок – и опасения нашего читателя стали мне хорошо понятны. В непосредственной близости от города располагается настоящее кладбище деревьев. По моим сведениям, вошедшие в моду порубки молодой поросли сейчас производит одна хорошо известная в областном центре организация. Пока нет смысла называть её без доказательств, добытых в установленном законом порядке. Впрочем, может, ничего страшного не происходит, и всё находится под неусыпным контролем соответствующих структур?
Я пригласил на это место начальника отдела надзорной деятельности по городу Биробиджану и Биробиджанскому району ГУ МЧС России по ЕАО Александра КУКИШЕВА.
– Данная свалка, – констатировал Александр Сергеевич, – демонстрирует нарушение требований правил противопожарной безопасности, установленных постановлением № 390 правительства России. Пункт 19 этого документа запрещает устраивать свалки горючих материалов. Лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности по ст. 204 КоАП («Нарушение правил пожарной безопасности»), ещё не установлено, но по вашей информации будут проведены специальные рейдовые мероприятия. Мы тщательно осмотрим территорию, составим акт – и направим специальное предостережение в адрес мэрии Биробиджана. Думаю, градоначальник со всем разберется или поручит выяснить, кто вывозит сюда спиленные деревья в промышленных масштабах. К сожалению, самостоятельно давать поручения в органы МВД мы можем только в рамках возбуждённого уголовного дела.
Именно отсюда берут начало границы правового поля, о которых мне не раз довелось услышать при подготовке сего материала. Ну не предусмотрена уголовная ответственность за несанкционированное, опасное для города и его жителей, захламление окраин, да и центральных районов тоже. А если её нет, никто не станет проводить оперативные и разыскные мероприятия с целью установления нарушителей закона. При этом в бюджет муниципального образования не заложены средства на вывоз такого количества древесного мусора.
ПРОЙДЕТ не более получаса с момента посещения упомянутой свалки – и она покажется мне мелочью по сравнению с тем, что я увидел в районе Индустриальной улицы. «Показ» осуществили биробиджанские эмчеэсники. К этому времени Александр Кукишев присоединил к нашей группе своего заместителя Дениса СИЛЯЕВА. По пути к месту реального ужаса Денис Владимирович рассказывал:
– В феврале нынешнего года нами проводилась плановая проверка ООО «Дальсоюзпром». За его территорией мы обнаружили большое количество горючих древесных отходов. На мой вопрос к руководителю организации тот пожал плечами и сказал, что ничего не знает. Мол, рядом работают другие фирмы, которые тоже занимаются заготовкой и переработкой леса, а их предприятие ничего сюда не выкидывает. Я начал бить в колокола, написал письмо мэру, доложил о ситуации на объекте. Вроде бы он собрал рабочее совещание по этому поводу, представители различных служб выезжали на место, всё зафиксировали. Более того, через СМИ жителям города предложили приезжать и бесплатно забирать никому не нужный пиломатериал, находящийся на муниципальной территории. Потом здесь начались пожары, зарегистрировано два возгорания. Мы составили два административных протокола: один – на саму организацию как юридическое лицо, второй – на её руководителя. Также был выписан протокол на директора КРЛ «Леспромпарк». О положении дел мы проинформировали как городскую прокуратуру, так и природоохранную. К сожалению, ситуация кардинально не изменилась. И, насколько нам известно, по сей день ни у «Леспромпарка», ни у «Дальсоюзпрома» нет территорий, на которых они могли бы складировать мусор на законных основаниях.
ОГРОМНАЯ свалка из древесных опилок, отходов в виде тонкого горбыля и рейки в некоторых местах по своему уровню выше заборов названных предприятий. При этом территории оных чисты и ухожены. Лишь на одном из них в момент нашего появления стоял частично загруженный самосвал «Фотон». Но, пока никто не задержит машину в момент выгрузки, предъявить кому-либо будут нечего. Требуются глубокие проверки, проведение специальных мероприятий с привлечением значительных сил и средств. Кроме всего прочего выяснилось, что мусор складировался не только на городской территории, но и на арендованных у города участках. Например, в отношении некоей гражданки Б. имеется решение Биробиджанского районного суда, по которому она обязана освободить арендованную ею территорию от опилок. Да только судебные приставы различных уровней уже два года не в силах добиться его исполнения. Часть захламлённой земли арендуется ООО «Транснефть – Дальний Восток». К возникновению свалки данная организация не имеет ни малейшего отношении, и сейчас имеются лишь предположения о том, кто незаконно вывозит мусор на обозначенную территорию. Представители нефтяной компании подсчитали, что вывоз древесных отходов обойдется в два миллиона рублей. Для городского бюджета указанная сумма попросту неподъемна, особенно если учесть фактически ежедневное разрастание свалки.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ главы мэрии Биробиджана, председатель КУМИ Ирина ДУБРОВСКАЯ достаточно четко рассказала о действиях, направленных на позитивное изменение обстановки:
– Всем руководителям предприятий, которые занимаются переработкой леса в непосредственной близости от свалки, мы направили претензионные письма, в которых потребовали очистить территорию от древесных отходов. Из содержаний полученных ответов видно, что они не возражают. Однако добавили, что не приступили к работам в связи с пандемией. Наши специалисты готовят исковое заявление в суд с требованием обязать предприятия провести необходимые мероприятия. Предполагается, что исполнять их они будут совместно. Другой формы воздействия закон не преду-сматривает. Увы, в настоящее время мэрия остаётся крайней в этой ситуации. И ни правоохранительные органы, ни МЧС, ни природоохранная прокуратура не могут на неё повлиять. Скажу больше, решением суда всё не закончится. Могу предположить, что после принятия оно, если вообще будет принято, будет исполняться лет двадцать...
Вот, оказывается, в чём главный ужас. Он – в безысходности, в отсутствии способа практического решения в пресловутых рамках правового поля. Именно эти рамки уже десятки лет не позволяют ликвидировать руины Биробиджанской швейной фабрики в центре города, под них же подпадает заброшенное строительство на месте бывшей первой школы...
Просим рассматривать нашу публикацию как обращение к правительству области, прокуратуре ЕАО, природоохранной прокуратуре, УМВД России по ЕАО, УМЧС по ЕАО с просьбой незамедлительно отреагировать на сложившуюся ситуацию. Свалка горючих отходов грозит не надуманной, а реальной трагедией для Биробиджана.
Александр ДРАБКИН