Историей проблемной недвижимости поинтересовался корреспондент «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 15 января, «Город на Бире» — Семь лет городские власти пытаются пристроить «в добрые руки» Дом офицеров. Желание приобрести полуразрушенное здание ни разу никто не изъявил. Сердце кровью обливается, когда смотришь на заброшенные корпуса и административные здания наших заводов и фабрик. Не так давно в них ключом била жизнь, а нынче туда захаживают разве что бездомные да охочие до приключений сталкеры. Ненужными в нынешних реалиях оказались не только отечественные комбайны и трансформаторы, но и многие культурные учреждения. Настоящим прибежищем для бомжей стал и некогда славный Дом офицеров Советской Армии, что стоит на нашей сопке.
МНЕ САМОМУ не довелось там побывать, но друзья из семей военнослужащих до сих пор упоминают его частенько. Как вчера: то одного отца в ДОСА награждают медалью, то другого чествуют за подвиги в горячих точках. Однако Дом офицеров был гостеприимен не только к людям в погонах, гражданские тоже часто бывали в его обширных залах.
Евгений ГАРАЖА раньше жил на Сопке и в Доме офицеров он с приятелями проводил немало времени.
– ДОСА всегда был в идеальном состоянии. Всё убрано, всё отремонтировано. Ничто не течёт, нигде ничего не отваливается. Да оно и понятно: туда несколько раз в год посылали солдат из местных воинских частей, чтобы они навели идеальный порядок. Там всегда была неплохая библиотека, ресторан. Мы с одноклассниками сколотили свою музыкальную группу, но заниматься нам было негде, и аппаратуры тоже не было. Вышли на директора Дома офицеров, попросили помочь. Он выделил нам помещение на третьем этаже, колонки, усилители и прочее. Техника по тем временам была очень приличного качества.
Вспоминает народ и солидный кинозал с вечерними сеансами; и уютный зал, где с аншлагом юморили местные кавээнщики; и фойе, на дискотеки в котором подтягивался весь город; и парк, где горячие биробиджанские парни частенько выясняли отношения; и футбольное поле...
Сейчас это всё заросло, разрушено, растащили...
Много ткани и сухого дерева. В нынешнем своём состоянии кинозал ДОСА, как пороховая бочка: достаточно неосторожно бросить окурок.
БЫВШЕГО НАЧАЛЬНИКА городского отдела культуры Валерия ГЕРШКОВИЧА в Биробиджане прекрасно знают. Во времена, когда Валерий Абрамович ещё был при должности, в ЕАО были размещены не менее десяти воинских частей.
– Когда мы проводили в ДОСА смотры художественной самодеятельности, все части обязательно выставляли на смотр своих представителей, – вспоминает он. – В армии тогда служили очень талантливые парни. Призывали всех, поэтому среди солдат были и хорошие музыканты, и художники, вокалисты, танцоры. К тому же бойцы были из разных республик Союза, а значит и творчество было разнообразным. Азербайджанцы играют на своих музыкальных инструментах, у грузин свои танцы, белорусы поют на родном языке... В общем, очень интересно было тогда.
Валерий Абрамович к судьбе Дома офицеров ну очень неравнодушен. О былом величии здания он говорит с необычайной теплотой:
– В фойе были вывешены портреты наших самых прославленных военачальников: Жукова, Конева, Рокоссовского... Причём портреты писали не наши, а московские художники, и выполнены они были очень хорошо.
В ряду светлых воспоминаний не только гастроли именитых артистов и многочисленные кружки для местной молодёжи, но и курсы от института марксизма-ленинизма, и даже голосование на выборах. Безусловно, Валерию Абрамовичу больно видеть, как с годами ветшает и разваливается этот храм культуры.
– Плохо, что в своё время областные власти совместно с Министерством обороны не изыскали возможности отремонтировать ДОСА и передать его на баланс городу в нормальном состоянии. Тогда бы его так не запустили. А теперь на его ремонт нужны колоссальные деньги, и мне трудно представить, кто возьмется за эту работу, – говорит он.
СЕГОДНЯ ДОСА выглядит так, будто пережил оккупацию, а городские власти уж и не знают кому бы передать это «сокровище». Мэрия выставляет Дом офицеров на торги вот уже семь лет. Желающих приобрести полуразрушенное здание нет.
– Это здание построено в 1973 году, передано в муниципальную собственность приказом Министерства обороны в 2012 году, – информирует меня председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Андрей КОСТЕНКО. – Его площадь 2979 «квадратов» плюс участок земли – примерно гектар. После того как его оставили военные, одно время его арендовали местные предприниматели. Там была сауна или что-то подобное. Они за порядком в здании ещё как-то следили. Когда и они ушли, здание стало потихоньку разрушаться. Сначала мэрия выставляла там сторожей, но это оказалось довольно накладно для городского бюджета. Потом там установили сигнализацию, объект обслуживала одна из частных охранных компаний. Подключились и местные общественники: если видели, что кто-то пытается влезть в здание, звонили в милицию. Всего с 2012 года было зафиксировано пятнадцать проникновений, был небольшой пожар. К слову, в прошлом году одного мужчину осудили на год условно за попытку хищения из ДОСА. Сегодня здание никто не охраняет, войти, думаю, можно без особого труда. И если снаружи оно ещё более-менее, то внутри, конечно, разруха страшная.
Андрей Ильич сказал, что с 2012 года мэрия провела девять аукционов по продаже Дома офицеров, но заявку на участие в них никто ни разу не подал. Была надежда, что в ДОСА расквартируется Росгвардия, но те глянули на фронт работ и логично отказались: кроме стен там давно нет ничего ценного. Менять нужно всё: электрику, сантехнику, крышу, окна... Это колоссальные затраты! Кроме того, теплоснабжение в здании обеспечивает местная кочегарка. Сие означает, что зимой в счетах за тепло будут значиться астрономические суммы.
– За эти годы на обслуживание Дома офицеров из городского бюджета было выделено 640 тысяч рублей, – говорит Андрей Костенко. – Деньги для нас, безусловно, существенные. Поэтому мы сейчас и пытаемся поскорее продать здание. По последней оценке его стоимость 17 миллионов рублей. Но за указанную сумму его никто брать не захотел. По закону мы ещё раз проведём аукцион, а потом просто устроим торги и отдадим тому, кто даст больше. Но понятно, что предложенная сумма должна нас устраивать.
В этот момент я насторожился. Ещё совсем свежа в памяти некрасивая история с передачей предпринимателям кинотеатра «Родина». Очень сомневаюсь, что в городе остались желающие наступить на те же грабли: потерять уйму нервов, времени, денег, имущества, а на выходе получить статус обвиняемых по уголовному делу. Костенко, конечно, заверил, что процедура продажи ДОСА самая что ни на есть прозрачная. Верю. Но я лично разговаривал с председателем городской думы Павлом Ворожбитом, и тот сказал, что, когда продавали «Родину», у него тоже не было и тени сомнения по поводу законности сделки.
Как бы то ни было, жаль, если в ближайшее время Дом офицеров так никому и не пристроят. Через несколько лет он уже не будет подлежать никакому восстановлению. Как высотка авторемзавода, как дэсээмовские корпуса... Дом офицеров Советской Армии станет очередным монументом российской бесхозяйственности.
Евгений СТЕПАНОВ