Как пишет газета «Ди Вох», в разгар не очень гладко начавшегося отопительного сезона в ЕАО, собирая сухие ветки в лесу, вполне можно схлопотать уголовную статью.
БИРОБИДЖАН, 11 декабря, «Город на Бире» – Нынешний отопительный сезон в области проходит как никогда отвратительно. Помимо проблем с городской ТЭЦ, о которых говорено многократно, в запасниках области нет угля для нужд частного сектора. Селяне вынуждены отапливать свои дома исключительно дровами, а это около десяти тысяч рублей за машину!
Если топить совсем без угля, за зиму уйдёт не меньше трёх грузовиков. Откуда у столбовчан или аурцев такие деньжищи?! Казалось бы, в суровых условиях государство должно дать людям возможность обогреваться хотя бы подножным топливом. Ан нет, и гнилого пенька безвозмездно взять нельзя.
Кто сомневается, может ознакомиться с письмом зам. руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Е. С. КОМАР от 25.02.2016. В частности, последний его абзац звучит недвусмысленно:
«Рослесхоз полагает, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных, буреломных деревьев без осуществления рубки указанных деревьев следует рассматривать как хищение».
На недавней пресс-конференции я спросил у нынешнего руководителя управления лесами Сергея КОВАЛЁВА, можно ли без дозволения собирать в лесу валежник и сухостой. Ответ был категоричен: нет, нельзя. Можно попробовать договориться с арендаторами лесных угодий, осуществляющих промышленную вырубку, и на их делянах подбирать отходы. Всё остальное самоуправство в лесу наказуемо.
Зам. директора ОГКУ «Лесничество ЕАО» Виктор КИРЮШКИН ознакомил меня с постановлениями Правительства РФ, где обозначено, как рассчитывается ущерб, нанесённый лесному фонду страны:
«Вид нарушения – незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев. Размер ущерба – стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов».
Это значит, что если человек набрал кубометр берёзового хвороста, то исчисляться ущерб будет как за обычную берёзу. В прилагающейся таблице куб березы стоит 44 рубля. Умножаем на повышающий коэффициент – на сегодня он 1,5 – уже 66 рублей. За изъятие древесины из лесного фонда идет 50-кратное увеличение – получаем 3300 рублей. Если хворост был собран на особо охраняемой природной территории, полученная сумма удвоится. Итого получаем общий ущерб в 6600 рублей. Этого вполне достаточно, чтобы попасть под статью 158 УК РФ (кража). Дуб, ясень, деревья хвойных пород стоят намного дороже. Следовательно, и кубометр не нужен, хватит пары брёвнышек. За вывезенный из леса старый упавший кедр уголовная ответственность наступает вне зависимости от объёма древесины, ибо он числится в Красной книге ЕАО.
Весной прошлого года депутат Госдумы Андрей ТУМАНОВ предложил коллегам позволить россиянам бесплатно собирать в лесу валежник. Но его законопроект почему-то завис, и драконовские правила по-прежнему в силе.
Виктор Кирюшкин оценил законопроект как полезный. И жителям сёл, и самому лесному фонду, поскольку древесный хлам – это рассадник паразитов и потенциальный источник природных пожаров.
Выдать разрешение на сбор сухостоя в лесу не может ни отдельное лесничество, ни даже лично губернатор, поскольку леса относятся к собственности федеральной. Только в границах муниципалитетов местные власти могут позволить местному населению что-то где-то подобрать. Ну или могут наказать за то же самое, сделанное без разрешения. Штрафы в этом случае сравнительно небольшие. Вот только кажется мне, что всё, что находилось в деревенской черте и могло сгореть в печке, давным-давно собрано и сожжено.
Виктор Павлович сам когда-то работал «на земле» и помнит времена, когда сухостой можно было собирать в лесу без всякой опаски за номинальную плату. Говорит, что не сторонник карательных мер. Ну остановит бывало нарушителя, ну пожурит, предупредит... Ущерба ведь лесам от сбора хвороста никакого, а людям такая подмога. И нынешние его подчиненные лесники тоже не свирепствуют в своих владениях. Случается, наложат административный штраф до трёх тысяч рублей, да и то только на самых отъявленных.
Очевидно, что схема Рослесхоза в жизни не больно-то работает. Во всяком случае, в открытых источниках я не нашел ни одного примера, чтобы человека осудили по 158-й статье за сбор валежника и сухостоя.
Бывший найфельдский участковый инспектор Владимир БАРКОВ говорит, что никогда не привлекал к ответственности тех, кто тащил из леса хворост.
– Если бы целые бревна кто тащил, я бы поинтересовался, где он их взял и на каких основаниях. А за хворост – нет. И мои коллеги, насколько я знаю, тоже никого не штрафовали.
На Птичнике мне встретился Владимир ЕРЁМЕНКО. Он готовил машину, чтобы ехать в лес за дровами. На деляну пилить ему придётся куда-то в дальнюю даль, хотя море дров есть и в десяти минутах ходьбы от села.
– Вы выйдите на Биру!.. Там этого сухостоя – годами отапливаться можно! Пройдите вдоль дороги – погибших деревьев вдоль трассы немерено. А попробуй-ка возьми хоть одно бревнышко?! Задержат и оштрафуют. Зато по осени стоит одной искре туда попасть – и полыхает это дело ярким пламенем. В этом году ещё одна беда: угля нет почти ни у кого. Не позаботились власти, не обеспечили. Так меня, когда я возвращаюсь, по три-четыре раза соседи останавливают: «Давай мне дрова!», «Нет, мне дай!»... Ну разве можно так с народом обходиться?!
Говорят, недавно пожилая одинокая женщина везла с Биры на санках охапку валежника. Так её остановили и вроде как даже оштрафовали. К сожалению, искал я её, искал, но так и не нашёл.
Вывод напрашивается сам собой: по закону валежник собирать нельзя, и государство не особо волнует, что вам холодно: если уличит – обдерёт как липку. Если вы всё же рискнёте рвануть в лес за бесплатными дровишками, совестью сильно можете не мучиться: сбор сухостоя и валежника лесу вреда не нанесёт, а вот на безнаказанность сильно не надейтесь. Если уполномоченное лицо – лесник, полицейский, чиновник – сочтёт вас нарушителем, по большому счёту всё будет зависеть от его настроения: может пальцем пригрозить, а может и под уголовную статью попытаться подвести.
Евгений СТЕПАНОВ
Рис. Владимира ИВАНОВА