Урок физкультуры в школе Валдгейма ведёт Михаил Сергеевич Пешков.
БИРОБИДЖАН, 27 ноября, «Город на Бире» — С нынешнего учебного года в уроки физкультуры вшит блок основ самбо. Единого мнения, насколько это целесообразно для молодёжи, нет ни среди школьных учителей, ни среди профессиональных спортсменов.
Предыстория проста. В октябре 2016 года на совете по развитию физкультуры и спорта глава нашего государства Владимир Путин дал указание развивать в стране этот вид спортивной борьбы более интенсивно. Сам мастер спорта по самбо и дзюдо, он привел весьма убедительные аргументы. Самбо – действительно наш национальный вид спорта, и другого такого нет. Судейство ведётся исключительно на русском языке. Есть вероятность, что самбо включат в олимпийскую программу. Ну и нет сомнения, что любой вид спортивной борьбы способствует как общему физическому развитию молодого человека, так и формированию у него волевых качеств.
И президент, и чиновники всех уровней любят проводить параллель. Дескать, в Японии тоже есть национальный вид спорта – дзюдо. И огромный пласт спортивных занятий в тамошних школах посвящён броскам и подсечкам. А мы что ж? Фейсом что ли не вышли?!
Учителя физкультуры в большинстве своём отнеслись к нововведениям если и не положительно, то во всяком случае нейтрально.
– Я только поддерживаю это начинание, – заявил физрук валдгеймской школы Михаил ПЕШКОВ. – Самбо способствует развитию реакции, ловкости, координации движений, укрепляет мышечную систему. Эти качества любому пригодятся в повседневной жизни. Вот вышли сейчас ребята на улицу, поскользнулись на льду, неловко упали – и всё! Вывих или перелом. После уроков самбо молодые люди и теоретически будут знать, и практически будут уметь грамотно страховаться при неожиданном падении. У меня во второй четверти предусмотрен восьмичасовой блок занятий, и я уверен, что он пойдёт школьникам только на пользу.
Михаил Сергеевич абсолютно справедлив, но в его аргументах есть некоторые нюансы. Пешков – сам мастер спорта по вольной борьбе. Соответственно, и судит он со своей колокольни. Нет и тени сомнения, что опытный спортсмен-борец в основах самбо компетентен. А смогут ли столь же грамотно обучить молодежь броскам и падениям учителя физкультуры, чья основная специализация – волейбол или лыжи? Очень сомнительно.
Директор валдгеймской школы Андрей Бялик подсуетился и выбил настоящий борцовский ковёр, на котором можно отрабатывать падения и кувырки без опаски. И в гимназии № 1 тоже могут похвастаться подобным приобретением. А как в других школах? Там, насколько мне известно, матов, подходящих для занятий самбо, нет. На круглом столе по развитию самбо, который прошёл в прошлом году в нашем университете, опытные спортсмены неоднократно подчеркнули, что ковёр должен быть профессиональным. Школьная бутафория для таких занятий не годится. Травмоопасно, знаете ли.
Ещё один важный момент: у Пешкова есть и личный интерес к урокам. Он готов показать самбо во всей его красе, чтобы заинтересовать как можно больше детей. Перспективных, тех, у кого глаза загорятся, возьмет в секцию, которую сам и ведёт. И уже там обучит серьёзным броскам и приёмам. Школьный учитель, далёкий от борьбы, едва ли сумеет увлечь этим видом спорта своих подопечных.
В двенадцатой биробиджанской школе – коррекционной – физкультуру ведёт Дмитрий КОРЫТКИН. Уроки по основам самбо здесь не предусмотрены. Получается, что Дмитрий Владимирович – лицо незаинтересованное.
Сама идея ввести самбо в школы, считает он, хороша. Грамотно группироваться и падать – совсем не праздные умения. Но насчёт наставников выразил осторожное опасение: сейчас в школах учителями физкультуры работают преимущественно женщины. Некоторые – уже весьма немолодые. Как они смогут преподать такую сложную науку, большой вопрос.
В минувшую субботу я побывал на соревнованиях по самбо и там пообщался с президентом областной федерации самбо Владимиром ЮХИМЕНКО и тренером Евгением НЕЖИНСКИМ. С их мнением я солидарен на все сто.
– Я думаю, прежде чем вводить в школах даже основы самбо, нужно подготовить нормальную материально-техническую базу. То есть как минимум должен быть хороший борцовский ковёр, – в очередной раз заострил внимание Евгений Викторович. – И преподавать – даже основы самбо! – должны не просто учителя физкультуры, прошедшие какие-то краткосрочные курсы или мастер-классы, а опытные тренеры или действующие спортсмены-борцы. В противном случае это может быть довольно опасно. У нас в городе, думаю, только у Пешкова подходящая квалификация для этого дела. Мне тоже предлагали вести занятия по самбо в одной из школ. Но пока по ряду причин не получилось.
С председателем областного спорткомитета Александром ГАРНАГОЙ спор у меня вышел оживлённый и громкий. Александр Сергеевич, сам КМС по самбо, пытался убедить меня, что идея ввести основы самбо в школу – замечательная. Все аргументы «за» озвучены выше. Я же, поскольку тоже не один год провел на борцовском ковре, парировал, что в предполагаемом виде эти занятия если и не опасные, то как минимум бесполезные.
Дело в том, что всякого начинающего борца на тренировках прежде всего учат правильно падать. Но любой новичок сто раз отобьёт себе внутренности, прежде чем начнёт грамотно приземляться. Когда тебя изо дня в день, от недели к неделе с силой впечатывают в ковёр, страховка формируется самопроизвольно. Ты потом даже отчёта себе не отдаёшь, как это выходит. Но с любой скоростью, из любого экстремального положения, хоть на ковёр, хоть на лёд борец придёт с минимальными потерями. А восемь часов в год на уроках физкультуры на всё про всё – это вообще ни о чём! Только за-ради галочки в отчёте! В зале зачёты, уверен, все ребята сдадут на пять. А на улице поскользнутся и шлепнутся таким же бесформенным мешком, каким падали и до занятий. В этом у меня даже сомнений нет. И когда тот же Гарнага приводит в пример уже набившую оскомину Японию, где в школьную программу включены обязательные уроки по дзюдо, я предлагаю посмотреть на YouTube, как там налажен этот процесс. И татами у них залюбуешься, и сэнсэи все сплошь с чёрными поясами, и детей они учат не только падать и кувыркаться, но и более серьёзным вещам. И национальный компонент, конечно, присутствует. Японские старшеклассники, может, и не бог весть какие борцы, но уж точно в хорошей физической форме с отменной координацией и реакцией.
Я лично не против всеобщего самбо в школах, хотя больше склоняюсь к добровольным занятиям. Просто профанации категорически не приемлю. По-моему, самбо как национальный вид спорта достойно более уважительного к себе отношения.
Евгений СТЕПАНОВ