С 1 января 2020 года вступили в силу все положения нового федерального закона «Об ответственном обращении с животными»


Июнь 2019 г. Центр Тбилиси. Грузия хорошо известна своим гуманным отношением к бездомным животным. Нашим мохнатым беспризорникам о таком остаётся только мечтать.

Куда попадают псы?

БИРОБИДЖАН, 14 января, «Город на Бире» — Закон «Об ответственном обращении с животными» глава государства подписал ещё в декабре 2018 года. Однако некоторые положения этого документа обещают быть крайне затратными. Именно поэтому их вступление в силу было отложено на год. Отсрочка до 1 января 2020-го была необходима, чтобы региональные и муниципальные власти сумели подготовить соответствующую правовую, а главное – материально-техническую базу. Однако пакет областных законов об обращении с животными в окончательной редакции был принят меньше месяца назад, в середине декабря 2019-го. Ни о какой готовности к исполнению требований нового закона в таких обстоятельствах не может идти и речи.

ВСЯКИЙ любопытствующий может найти полный текст закона в интернете. Документ этот достаточно большой, состоит из 27 статей, включая такие, как «Защита животных от жестокого обращения», «Приюты для животных» и, например, «Государственный надзор в области обращения с животными».

Главное, что требует федеральный законодатель, это гуманное отношение к животным как к существам, которые способны испытывать эмоции и физические страдания. Умерщвлять бездом-ных животных, как это было раньше, тем более варварскими способами, теперь запрещено. Их следует отлавливать, не причиняя вреда, помещать в специальные пункты содержания, где кормить, лечить, стерилизовать, чипировать и пытаться пристроить в хорошие руки. Понятно, что в первую очередь это касается собак и кошек. Бесхозные кони или еноты в наших местах редкость.

Если животное здоровое и неагрессивное, то есть не представляет общественной опасности, после стерилизации его следует вернуть на улицу. Если животное мирное, но не способно выжить за стенами приюта (например, оправившиеся калеки: слепые, трёхлапые...), оно должно оставаться на гособеспечении до конца дней.

Помимо всего прочего животных больше нельзя оперировать без обезболивания и собирать в передержках, которые официально приютами не являются.

Закон «Об ответственном обращении с животными» № 498-ФЗ, ст. 16: «Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы... Соответствующая процедура должна производиться... гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».

ЗА ИСТЕКШИЙ ГОД региональные и муниципальные власти уже должны были разделить полномочия, подготовить пункты приёма и содержания животных, обеспечить спецтранспорт, определиться, кто будет ловить, кормить и лечить бездомышей, наладить контакты с местными зоозащитниками, поскольку их опыт и связи в этом деле бесценны. Всё это документы, аукционы, встречи... И немалые материальные затраты, которые необходимо учитывать все последующие годы.

На означенные цели в бюджете ЕАО на 2020 год преду-смотрено пять миллионов рублей. Председатель профильного комитета областного Законодательного собрания Андрей ГОЛУБЬ назвал эти деньги существенными. Цитируем по новости с сайта zseao.ru от 17.12.2019: «Это существенные средства, если учесть, что в 2019 году на эти цели выделено не более 700 тысяч, а в более благополучные годы управление ветеринарии не получало больше 1,5 миллионов рублей».

Может, это и больше, чем было, но...

Власти региона не пожелали обеспечить исполнение нового закона на едином областном уровне и делегировали все «животные» полномочия муниципалитетам. Это означает, что упомянутые пять миллионов для начала надо разделить между Биробиджаном и ещё пятью районами. Даже если делить поровну (а так не будет, понятно, что областному центру дадут больше), это всего по 833 тысячи рублей. На эти деньги надо построить приют, купить спецмашину, корма, вакцины, лекарства и «усыпительное», набрать штат ловцов и смотрителей, оплачивать услуги ветеринара... Даже неспециалисту понятно, что этих денег хватит разве что на колёса от собачьей перевозки и постную кашу для «хвостиков».

НА СОВЕЩАНИЯХ, где чиновники обсуждали блок областных законов о животных, присутствовала председатель общества защиты животных «Добрые руки» Ольга БАТЕНКОВА. Она с самого начала ратовала за создание одного на всю область нормально оборудованного комплекса. По её мнению, выездная бригада ловцов на одном специализированном автомобиле вполне способна обслуживать все районы. В Биробиджане есть квалифицированные ветеринары, которые могут предложить достойное качество услуг по приемлемой цене. В конце концов, здесь есть крупные поставщики продуктов, которые не против помогать бездомным животным кормами, но точно не станут развозить гуманитарный груз по деревням.

Батенкову не услышали. А ведь на данный момент в ЕАО только у её команды волонтёров есть опыт работы с живыми бездомными животными. Если кто и способен посчитать, сколько денег «съедает» одна взрослая собака за год, так это они. Власти, напомню, доселе ничейных собак и кошек только травили и отстреливали.

Между тем седьмая статья нового закона недвусмысленно говорит, что органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на своей территории. Да, они могут наделять отдельными полномочиями в сфере обращения с животными органы местного самоуправления, но не обязаны этого делать.

КРАЙНЕ ИНТЕРЕСНЫЙ пример государственного мышления показывает переписка одного из волонтёров «Добрых рук» с мэром областного центра Александром ГОЛОВАТЫМ. Отчаявшаяся девушка написала президенту в Кремль. Обо всём написала. Что собак у нас травят. Что властям нет дела до того, что количество бездомных собак и кошек на наших улицах растёт в геометрической прогрессии. Для ответа бюрократическая машина спустила её письмо обратно «на землю».

Помимо прочих тезисов, в бумаге от мэра есть и такой:

«Поясняем также, что закон не запрещает общественным зоозащитным организациям оказывать услуги по отлову, содержанию и утилизации безнадзорных животных. Опыт показывает, что положительные результаты работы в этой сфере наблюдаются только в тех муниципальных образованиях и регионах, где органы власти совместно с общественниками тщательно прорабатывают требования к качеству, объёмам и методам этой работы. Причем самые низкие затраты и самое высокое качество услуг дали контракты по результатам торгов, заключенные именно с зоо-защитными организациями…»

Кто бы спорил, что «требования к качеству, объёмам и методам работы» хорошо прорабатывать с общественниками. Только вот не надо пересаживать обезьянку на чужую шею. Не хватало ещё, чтобы главы муниципалитетов, не сумев организовать требуемую работу на местах, начали соблазнять общественников «низкими затратами и высоким качеством услуг».

Волонтёры никому ничего не должны. Они простые граждане своей страны, только чуть более ответственные, чем большинство. Волонтёры бывают разные. Одни берут шефство над больными детьми, другие ухаживают за постояльцами домов престарелых, третьи кормят и лечат бездомных собак на свои деньги и в свободное от основной работы время.

К счастью, чиновники теперь обязаны зоозащитникам помогать. Даже если очень не хочется.

Елена МЕРЖИЕВСКАЯ

Комментарий

Галина ДЗЮБА, начальник управления ветеринарии при правительстве ЕАО:

– Областной закон вступает в силу с первого января 2020 года, однако понятно, что для того, чтобы он заработал в полную силу, требуется время. Отлов бездомных животных, создание для них приютов, введение мониторинга домашних животных и прочие положения пакета законов требует системного и вдумчивого подхода. Каким образом это будет осуществляться, в каждом муниципальном образовании будут решать самостоятельно и по-разному. Ведь и ситуация в каждом районе, в областном центре своя. Но то, что эта работа начнётся, и на это в областном бюджете на 2020 выделена сумма в пять миллионов рублей, что на порядок большая, чем была в последние годы, я считаю положительным фактором.

Максим ШУПИКОВ, глава администрации Смидовичского муниципального района:

– То, что закон нужный, очевидно. Но и то, что он трудновыполнимый, тоже понятно. В прошлые годы у нас в районе ежегодно отлавливалось и умерщвлялось примерно 50 бродячих собак. Своей службы не было, была единая областная. Сейчас всех таких животных нужно отлавливать, проводить санацию, кастрацию и, возможно, содержать их до конца жизни силами района. Это значит, что в каждом районе нужно создавать приют, набирать штат, который будет ухаживать за животными. Конечно, 850 тысяч рублей, которые получит район на организацию этих работ, – сумма на порядок большая, чем выделялось раньше на всю область. Но во сколько обойдётся выполнение областного закона на деле, никто пока не знает.

Тем не менее закон принят, и мы его будем выполнять. Разумеется, на это уйдёт немало времени. Не так просто создать организацию, которая будет отлавливать и содержать бездомных животных. Ей нужны будут транспорт, спецоружие для усыпления, корма и прочее. И такие службы должны будут функционировать в каждом муниципальном районе и в городе. На мой взгляд, всё-таки правильнее было бы создать единую службу на всю область. Это было бы и проще, и значительно экономнее. И, мне кажется, мы к этому всё-таки придём.

Joomla SEF URLs by Artio