Для автомобилиста пожар такое же стихийное бедствие, как для лесных обитателей. От удушливого запаха гари с трассы некуда деться. Леса в России горят тысячами гектаров.
БИРОБИДЖАН, 2 июля, «Город на Бире» - Вдоволь налюбовавшись пейзажами Краснодарского края, мы стали собираться в обратный путь. Честно говоря, мне было немного не по себе. Во-первых, я уже заранее знала, в каких регионах нас ждут испытания, опасные для жизни и здоровья. В Саратовской области ужасные дороги, под Красноярском безбашенные водители, близ Челябинска плотный поток автомобилей, в Бурятии и Иркутской области блуждание по горам и крутые повороты. Во-вторых, ох уж эти часовые пояса! Адаптация ко времени затянулась. Днем спать уже не хотелось, но давление почему-то скакало жутко, часто кружилась голова. Сережа тоже чувствовал постоянное недомогание. Причем нам обоим становилось плохо в именно Краснодаре. Поэтому в Биробиджан мы отправились из Тимашевска. Маршрут перестроили, взяв курс на Ростовскую область, чтобы навестить родственников, а затем, минуя Саратов, Жигулевск и Тольятти выехать по направлению к Уфе. На обратном пути день становился короче. Поэтому мы провели в пути суток десять и потратили больше денег, чем по дороге в Краснодар.
Маршрут «Краснодар-Биробиджан».
Время пути: 10 дней.
Примерный километраж: девять тысяч километров.
Бензин: 19 599 руб.
Гостиницы: 13 200 руб.
Питание и авторемонт: 15 313 руб.
Прощай, красота!
Покидать Краснодарский край было не особенно грустно, как-то уже хотелось перестать скитаться и приехать домой. Но природное богатство этого региона засело в душу надолго. Цветущие яблони, вишни, вездесущий плющ, туя, пирамидальные тополя, платан. Нам в апреле такое и не снилось!
Ягодная плантация между Тимашевском и Краснодаром.
Улица в Краснодаре.
Пытаюсь обнять дерево платан.
В теплом климате приживаются самые необычные растения. В Джанхоте один из дачников высадил возле своего участка бамбуковую рощу.
С собой мы везли важный груз: дары морские и речные для друзей и родственников.
Тарань. Самая популярная в тех краях закуска к пенному.
Выехали в конце апреля, а цвело все вокруг, как у нас в июле. Пожалуй, немного печально было от того, что возвращаться придется в холодрыгу. В Биробиджане на момент нашего отъезда из теплых краев было плюс восемь.
Справедливости ради отмечу, что красоты в России много, местом ее концентрации Краснодарский край совсем не является. В Воронежской области зашкаливает уровень умиления при виде лошадок, овечек и козликов в деревнях.
А в плане пейзажей весьма живописным мне показался участок между Сызранью и Жигулевском.
До Тольятти добирались долго – дорожные работы на мосту через ГЭС стали причиной многочасовой пробки.
Навигатор
Навигатор заводил в такие места, что мы не переставали неприятно удивляться. Ехали через какие-то глухие деревни, местные мужики показывали знаками, что дорога не предвещает ничего хорошего.
Чем дальше, тем меньше становилось вокруг зелени. Однажды я проснулась, увидела привычную глазу дальневосточника серость и поняла, что мы уже почти дома. В этот день мы направлялись к Мариинску, надеясь все-таки посмотреть город хоть одним глазком. Составили шикарный план вечера с прогулкой по улицам и магазинам. Но гадкий навигатор заставил свернуть в поля. Мы тащились в полной темноте по гравийной дороге без освещения через плотную вату тумана. Механический путеводитель решил город объехать, а нас выкинуть на пустынную дорогу в Сибири, где нет гостиниц и людей… Если вы тоже собрались в путешествие, знайте, что навигатор сокращает путь всеми возможными способами, однако не учитывает при этом качество дорожного покрытия и наличие минимальной для путешественника инфраструктуры. Наша ошибка при составлении маршрута была в том, что по ходу поездки мы не уточняли в интернете информацию о ремонтных работах на дорогах регионов, а так же не искали альтернативные объезды сложных участков. Все-таки идеальный вариант – ехать по федеральным трассам вслед за дальнобойщиками. Километры так сэкономить не получится, а вот нервы – это да.
Опасности
Где-то в районе Иркутска мы ползли за большегрузом, который вез огромную трубу. Пропустив встречку, Сережа взялся обгонять. Вторую машину, что ехала прямиком за первой, он не заметил, и лишь в последний момент резко крутанул руль. До столкновения оставалась пара секунд.
За время путешествия я видела только одну разбитую легковую машину, которую авария превратила в кабриолет. Верх автомобиля полностью снесло. Водитель ехал медленно, мигая аварийкой, и улыбался. Может, радовался, что выжил. Это было в Бурятии. В основном же на трассе встречали бедовых дальнобойщиков. Из-за крупных габаритов и веса машины водители не всегда справляются с управлением и успешно входят в повороты.
В Ростовской области я видела, как фура загорелась. На дороге сразу же образовалась многокилометровая пробка.
Нам было достаточно увидеть последствия чьей-то невнимательности, чтобы сбавить скорость. Вот такая "социальная реклама" установлена недалеко от Улан-Удэ на железнодорожном переезде.
Стройки
Близ каждого крупного города не сельхозугодия растут, а коттеджные поселки. Люди, ошалевшие от побегушек по бетонному муравейнику, покупают участки под строительство или уже готовые дома. При этом назвать коттеджный поселок деревней или даже частным сектором язык не повернется. Хозяева уделяют большое внимание дизайну участков. Колонка, бочка с водой и грядка с редисом в этот дизайн не вписываются. Земли в пригородах активно продаются. Новенькие поселки огорожены заборами, на въезде дежурит охранник, на улочках чисто. Здесь можно не бояться выпустить ребенка на улицу. Никаких соседей-алкашей, мусорных свалок, растаявших собачьих фекалий по весне, нехватки парковок, беды с лопнувшим асфальтом и уличным освещением. Единственный минус – отсутствие вблизи магазинов, школ, детсадов. Но у тех, кто живет в коттеджах, как правило, есть машина.
Некоторые поселки даже носят свои названия типа "Экодолье" или какая-нибудь "Слобода". Получается что-то вроде удельного княжества со своими правилами на территории пригорода. Покосившиеся домишки и приусадебные участки рядовых граждан в нескольких километрах от элитных поселков лишь усиливают ощущение диссонанса и классового неравенства. Как-то не по себе от того, что земли распродаются, но не для того, чтоб развивалось в стране сельское хозяйство, а чтоб создавались обособленные волости, в которых нет места для пахаря. Хотя, конечно, ни один из нас от такого уютного домика при возможности не отказался бы. Для меня так это просто мечта! Но пару грядок с редисом я бы все-таки включила в дизайн-проект двора.
Недалеко от Красноярска. Пока поселок строится, не поймешь, насколько он элитный. Но по сравнению с дворцами под Омском эти домики - бедные коробки из-под телевизоров.
Горим!
Мы подъезжали к Челябинску. Сразу же почувствовали запах гари. Этот устойивый едкий запах сопровождал нас вплоть до Читы. Леса в России горят тысячами гектаров. Для автомобилистов лесные пожары представляют не меньшую опасность, чем для жителей сельской местности.
Пал подбирается прямо к домам, но, видимо, это никого не заботит. А зря. В конце апреля в селе бубновка Иркутской области сгорело дотла около семидесяти домов. Остались без крыши над головой более пятисот человек.
Видимость теряется – это еще цветочки. А ягодки – угарный газ. Ты едешь по дороге и от гари некуда деваться. Уже через несколько километров начинается паника. Выхода нет. Вдохнуть кислорода негде.
Когда рассеивается дымка, открываются страшные картины.
Одна из причин лесных пожаров – человеческий фактор. Плакаты вдоль дорог призывают автомобилистов не выбрасывать из машин спички и сигареты. Не берусь судить о вреде, который причинит тлеющий окурок, который, может, едва и долетит до обочины дороги, но скажу вам, что причина многих наших бед, не только пожаров, - неуважение к собственной земле и природе.
Небольшая свалка шин недалеко от Чулымского лесничества.
У наших граждан в крови дух бунтарства. И нет бы выражать его цивилизованно, на выборах или собраниях собственников жилья. Россиянин привык делать все наоборот в какой-то особо извращенной манере. Купаться нужно обязательно там, где это запрещено. Мусор выбрасывать прямо под запрещающими табличками. Ну и, конечно, все торопятся на пикники именно в пожароопасный период.
Интересно, кого-то это останавливает?
Наша поездка домой совпала по датам с введением режима "черного неба" в Красноярске. Этот режим объявляют, когда в воздухе скапливаются промышленные отходы, дым от пожаров. Метеоусловия при этом не позволяют вредным примесям рассеиваться. Люди начинают болеть и чахнуть. Когда вводится режим, предприятия ограничивают выбросы на десять процентов, останавливают проведение ремонтных и пылеобразующих работ. Черное, в прямом смысле, небо на участке от Красноярска до Канска очень хорошо нам запомнилось. Странно, что в список городов, в которых трудно дышать из-за высокого уровня загрязнения воздуха, уже второй год попадает Биробиджан. В Биробиджане отлично дышится! А есть места, где явно гораздо хуже. И не только дышать.
На этом рассказ о путешествии я заканчиваю. Если есть возможность, отправляйтесь в путь и вы. Наша страна настолько огромна, красива и интересна, что в рамки одного маленького проекта всего не уместишь. Да и мои субъективные ощущения могут очень сильно отличаться от ваших.
Катерина Тюлькина