Росрыболовство бьёт тревогу — нерестовая рыба не дошла до рек автономии

За рыбную ловлю в запрещённые сроки предусмотрены внушительные штрафы: от двух до пяти тысяч рублей. Снасти инспекторы конфисковывают. Возвращать их хозяину или нет, решает суд. В Китае «провинившиеся» лодки и вовсе разминают в щепу экскаваторами. Проблема нелегально выловленной осенней кеты заинтересовала журналиста «Ди Вох».

БИРОБИДЖАН, 11 октября, «Город на Бире» - В этом году ни нашим, ни китайским рыбакам, ни даже рыбинспекторам поживиться на реках нечем. Потому что рыбы нет.

– ИЗ НИКОЛАЕВСКА-НА-АМУРЕ мне звонят: в бассейн реки зашло очень много рыбы. Все радуются: рыба идёт, посты выставили... Всё по закону. Работает СОБР, московские опергруппы, наша полиция, инспекторы рыбнадзора – ловим браконьеров. Но, не доходя Хабаровска, рыбы как будто не стало. Она даже до заводов не дошла. У нашего рыбзавода сегодня тридцать тысяч мальков – да об этой цифре даже говорить не стоит, – беспокоится руководитель Биробиджанского отдела территориального управления Росрыболовства Сергей ИВАНОВ. – Я могу это понимать только так, что кто-то увеличил лов, дал большие квоты, а рыба не пришла. Рассчитывают ведь как: половина стада должна пройти вверх по реке, половину можно отдать на промышленный и индивидуальный вылов. Сработал человеческий фактор. Плюс ещё браконьеры потрудились. На сегодня вскрыто 61 нарушение правил рыболовства. По кете именно протоколов не было составлено.

Вот уже двадцать лет специалисты Росрыболовства и их коллеги из КНР в сезон устраивают двухнедельное совместное патрулирование Амура – смотрят, чтобы рыбаки ловили кету и осетровых в пределах своих приграничных зон. И если раньше, как рассказывает Сергей Иванов, у российской границы паслись по две сотни лодок с нарушителями из Поднебесной, то теперь все китайские рыбаки сидят на своем берегу и спрашивают у проверяющих: «А рыба где?!»

– В Китае правила рыболовства очень жесткие. За их нарушения, а также за попытки рыбачить на российской стороне китайцы ранее конфисковали и уничтожили семьдесят лодок. Показывали нам видео, как разрушают их экскаватором. Сейчас такого нет. Во время контроля мы нашли только сетку китайскую, которая шла по нашей стороне, по фарватеру. Нельзя использовать рыболовные сети без кушки, то есть без обозначения её границ. Это нарушение правил рыболовства. Они её кинут на кривуне, потом течение её потихоньку вытягивает, сносит в сторону российской границы. А ограничения нет. Можно на катере запутаться, – рассказал Сергей Анатольевич. – Изъяли в этом году сети у браконьеров и на российской стороне. Да только в них рыбы не было. И сами сети многие уже стояли бесхозные. Нарушителей в таком объёме, как раньше, просто нет, потому что нет и рыбы. Ни в Бире, ни в Биджане, ни в Уссури. Была вспышка рыбы, и всё.

Что будет в следующем году – вообще непонятно. По логике вещей, та половина рыбы, которую не должны были выловить, отложила бы икру, появились бы мальки и продолжился естественный ход вещей. Но вся икра кеты посолена и закатана в банки, а работники рыборазводных заводов заметно нервничают: рыба-то не вернулась! Инспекторы утверждают, что кета, которая продавалась в Биробиджане с машин, вся с низовий Амура. Нелегальные продавцы скупали её там у своих коллег-браконьеров по 80-100 рублей за хвост. А потом продавали нам.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО Альбина СЕМЕНОВСКАЯ считает, что мы сами поощряем браконьерство, покупая заведомо нелегальную рыбу с грязных деревянных ящиков и машин без холодильных установок.
– На ярмарке, на рынке, в магазинах – рыба вся с ветеринарно-сопроводительными документами. А уличные торговцы рыбой не выдерживают даже температурный режим, который нужно. Свежая рыба должна быть обложена льдом или хотя бы перевозиться и храниться в рефрижераторной установке, в охлажденном виде. Рыба продается в условиях, в которых она не должна ни в коем случае продаваться. То есть с машины, когда жарко. Люди сами покупают непонятно какую рыбу, а потом на червяков в ней жалуются, – недоумевает Альбина Леонидовна. – Вообще-то любую рыбу нужно есть только после заморозки. При минус 25 градусов по Цельсию – на трое суток, при минус 18 – около недели. Потом можно с ней делать всё, что угодно. А люди у нас едят и синюшную рыбу, а потом травятся. Если тёплую рыбу класть в раскаленное масло, червяков не увидишь. Но они там есть всё равно. Это нематоды, они не страшны человеку после заморозки и правильной термической обработки.

Каждую субботу и воскресенье в Биробиджане проводятся совместные рейды Россельхознадзора, управления ветеринарии правительства ЕАО, Биробиджанского отдела территориального управления Росрыболовства. В них участвуют и полицейские. Проверяющие смотрят ветеринарно-сопроводительные документы на продукцию у всех продавцов – и на легальных точках продажи, и на несанкционированных рынках. Больше всего протоколов за незаконную торговлю рыбой сейчас составляется на продавцов карасей.

Вера КРАВЕЦ

Joomla SEF URLs by Artio