Пошел по стопам отца и стал токарем биробиджанец Сергей Велешко

БИРОБИДЖАН, 1 августа, «Город на Бире» — С сегодняшним моим героем нас свёл случай. Редакционному водителю понадобилось починить какую-то мудрёную деталь, и мы заехали в большой гаражный бокс к его знакомому токарю. Увиденное погрузило меня в пучину школьных воспоминаний, когда нас в обязательном порядке раз в неделю отправляли стройными рядами на УПК – Учебно-производственный комбинат, где мы учились азам профессий, в том числе токаря и столяра. Гараж под завязку заставлен станками. Я сразу подумал, что нам навстречу сейчас выйдет матёрый, убелённый сединами токарь, со времен Советского Союза помнящий, что такое работа на сложных станках. К моему удивлению, нас встретил молодой человек слегка за тридцать и буквально за 15 минут решил проблему. Согласитесь: чем не повод познакомиться поближе?

– ПРОФЕССИЕЙ ТОКАРЯ я совершенно не интересовался, хотя мой отец с 16 лет работал у станка, – рассказывает Сергей ВЕЛЕШКО. – Я родился на севере Хабаровского края, в посёлке Софийск Верхнебуреинского района. Там же окончил школу. Отучился в Биробиджане на автослесаря в третьем училище и вернулся домой. У нас в посёлке есть золотодобывающая артель. Пошёл к её директору устраиваться на работу, а он сказал, что автослесарей хватает и есть только вакантное место токаря. Так я попал в ученики к своему отцу...

Думаю, что отец моего героя – Владимир Сергеевич – был счастлив. Кто из нас, отцов, не мечтает передать свой жизненный опыт сыну?!

– Фронт работ был огромным: от простых гаек до сложных конструкций типа деталей промышленных промывочных машин. Порой болванки весили больше ста килограммов. Отец научил меня работать на фрезерном, токарном и шлифовальном станках. Сейчас я понимаю, что у него был очень правильный метод обучения. Отец всегда преподносил информацию так, чтобы до её сути я доходил своим умом. Всё на практике, поэтому я довольно быстро обучался.

В ПОДМАСТЕРЬЯХ у отца Сергей проходил два года. Затем последовала служба в армии. Там всё гладко не получилось. Сергей – человек с принципами. Случилось, что пришлось дать отпор дембелям. Конфликт закончился дисбатом, и служба растянулась на три года.

– После армии я пять лет отработал в артели, – продолжает свою историю токарь. – Зарплаты были хорошие, мы работали по девять месяцев с восьми утра до восьми вечера без выходных. Один трудодень выходил чуть больше двух тысяч. Тяжело было не столько физически, сколько морально. От каждодневной рутины сильно устаешь, хотя мне было проще, чем остальным. Артель находилась в моём родном поселке, после работы мы с парнями занимались в качалке. Выпивка не поощрялась – сразу выгоняли с работы. Со временем зарплата упала – я написал заявление и уволился. Вспомнил свою учёбу в Биробиджане, и в 2012 году переехал сюда с женой (сейчас уже бывшей) и дочерью. Купили дом на Заречье.

БИРОБИДЖАН не встретил вновь прибывшего с распростёртыми объятиями. Поработав у частников, Сергей понял, что платить достойную по его меркам зарплату никто не хочет. Пошёл в салон связи телефоны продавать – тоже мало хорошего.

– В 2014 году я снял гараж на Шевченко, 20, недалеко от дома, где живу. Вспомнил свою первую профессию и ремонтировал машины, в основном «ходовку». Появились даже наёмные рабочие, правда их подход к делу меня не устроил. Несмотря на то, что получали они сдельную оплату, приходилось, чуть ли не с кнутом над ними стоять, – искренне недоумевает Сергей. – Через полтора года я решил переквалифицироваться. Не моё это – гайки крутить. Зачем я столько лет набирался опыта как токарь? Интереснее эти гайки не крутить, а изготавливать. Токарь – такая профессия, где ты получаешь удовольствие, когда из куска железа выходит деталь. Не зря говорят, что самая лучшая работа – как хобби. Это моё призвание! И, к счастью, токарные работы на данный момент востребованы на рынке. В основном работа касается реставрации старых деталей, хотя приходится делать и некоторые вещи с нуля.

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ по цеху – отдельная история. В стране с развитой экономикой все станки, на которых работает Сергей, занимали бы достойное место в каком-нибудь музее, рассказывающем о промышленности середины ХХ века. Жемчужина коллекции – токарный станок 1К62 фабрики «Красный пролетарий», изготовленный в 1963 году.

– Многие станки я приобрёл на развалившихся предприятиях. Ещё три – два токарных и фрезерный – я купил за триста тысяч. Для этого мне пришлось продать свою машину и занять денег у матери (я их, конечно, давно уже отдал). Для таких станков это дёшево. Они стояли в гараже у одного дедушки. Когда он умер, его родственники распродали станки. Их ещё пришлось доводить до ума, ремонтировать.

Работает на всех станках Сергей «в одного», но соратник у него всё же есть. Душевности токарному цеху добавляет присутствие здесь верного друга Хатико. Лёгкий налёт мазута придаёт хаски брутальности, но не отнимает сообразительности, доброты и очарования, которыми известна эта порода собак.

СЕЙЧАС Сергей прилагает максимум усилий, чтобы достроить большой дом на своём участке.

– Очень хочу забрать с севера свою маму Людмилу Фёдоровну и дочь Снежану. Мы с женой развелись, дочь осталась со мной. Пока она живёт с моей мамой, но вскоре после завершения стройки обе переедут ко мне. Наладилась в последнее время и личная жизнь. Встречаюсь с любимой девушкой, её зовут Ольга, мы с ней очень любим путешествовать, причём спонтанно. Можем вечером сесть в машину и куда-нибудь поехать, например, в Ленинское. Всю область уже объездили.

А что касается профессиональных планов, то они у Сергея весьма амбициозные. Он хочет заняться изготовлением ковшей для большегрузной техники. Думаю, всё у него получится.

Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ

Joomla SEF URLs by Artio