Подсобное хозяйство биробиджанской колонии-поселения № 4 кормит не только осуждённых

Учреждение, входящее в систему Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, было открыто 4 июля 2001 года в биробиджанском микрорайоне «Сопка» на территории ликвидированной воинской части. Журналист «Ди Вох» знакомился с хозяйством «четверки»

БИРОБИДЖАН, 3 июля, «Город на Бире» - КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ – самая щадящая из всех форм уголовного наказания, связанных с лишением свободы. Здешние обитатели могут одеваться в свою гражданскую одежду, хотя тем, кто желает, униформу выдают. Военизированной охраны нет, с территории колонии можно даже выходить, но, разумеется, с разрешения начальства. Внутри передвижение свободное. Наконец, в таких исправительных учреждениях мужчины и женщины содержатся вместе.

Разумеется, столь облегчённая форма наказания назначается далеко не всем преступившим закон, а только тем, кто совершил преступление небольшой или средней тяжести либо по неосторожности, либо впервые. Могут сюда перевести и заключённых из колоний общего и строгого режима, если там они ведут себя образцово. Справедливо и обратное: те, кто не соблюдает режим, установленный в поселении, могут «переехать» за колючую проволоку.

Вообще-то эта мера наказания была введена в СССР ещё в 60-х годах, но в ЕАО такая колония появилась лишь 15 лет назад. Рассчитана она на содержание двухсот осуждённых. В настоящее время здесь пребывают 74 человека, из них 12 женщин. Особенностью биробиджанского поселения является то, что сюда направляют бывших сотрудников правоохранительных органов и судов, приговорённых к этой мере наказания. Таких здесь сейчас 29, все мужчины.

Большинство колонистов-поселенцев – водители, спровоцировавшие дорожно-транспортные происшествия, в которых погибли или были искалечены люди. Практически у всех в приговорах прописано возмещение пострадавшей стороне моральных и материальных издержек. Обязательные выплаты назначаются и по другим видам преступлений. Поэтому очень важно, чтобы в исправительном учреждении была возможность заработать и хотя бы начать выплачивать наложенные взыскания.


Людмила Шабловская.

СУЩЕСТВОВАНИЕ обитателей колонии во многом зависит от самих осуждённых. Они следят за санитарным состоянием территории, исправной работой коммунальных систем. Зимой некоторые из них заняты в котельной. Но основной «цех» учреждения, где они могут заработать, – подсобное хозяйство. Появилось оно в 2002 году, и всё это время его работу организует начальник сельскохозяйственного учебно-производственного участка колонии-поселения Людмила ШАБЛОВСКАЯ.

– Я работала в системе ФСИН, а после выхода на пенсию по выслуге лет мне предложили возглавить подсобное хозяйство, – рассказала Людмила Никифоровна. – Но сначала его нужно было создать. Какие-то животноводческие помещения остались от военных, в них мы разместили шестьдесят свиней. Ещё получили в аренду 42 гектара полей в Биробиджанском районе. На них мы выращиваем картофель и сою.

Сегодня угодья хозяйства приросли. Причём новых полей не выделяли. Большой сад-огород разбит прямо на территории колонии. Сначала построили теплицу, в которой выращивали зелень. Потом начали вскапывать и формировать грядки, а в теплице выращивать рассаду. Сегодня ассортимент этого огорода весьма разнообразен. Самая заметная и обширная – плантация, где зеленеют лук, чеснок и салат. Но довольно много посажено баклажанов, сладкого перца. Нормально взошли петрушка и укроп, свёкла и морковь. Есть и капустные посадки, причём здесь размещаются не все: часть самой востребованной овощной культуры поздних сортов – в поле.


Николай Перепадкин.

Уход за посадками – дело колонистов. День, когда мы с фотокорреспондентом Эдуардом Тираспольским побывали в поселении, выдался более-менее погожим. Перед этим шли затяжные дожди. Местный огород, расположенный у подножия сопки, не затапливает, влага – на пользу растениям. Но и сорняки не дремлют. На прополке мы встретили Николая ПЕРЕПАДКИНА и Сергея ПЯТКОВА. Оба попали сюда недавно за ДТП, оба из Облучья, жили в частных домах с огородами, так что полевым работам их учить не надо.

– Судебных исков ко мне нет, так что заработанное здесь я могу использовать по своему усмотрению, – говорит Николай. – Ну и время с пользой занято.

Заработок заключённым выдаётся небольшой – 6204 рубля, один минимальный размер оплаты труда (с первого июля МРОТ будет равен 7500 руб.). Но и эти деньги, разумеется, не лишние.

– В лесу всегда можно найти хавчик и продержаться так пару дней, пока не поймают... не найдут!
– Виктор Сергеевич, а откуда вы это знаете?
– Заблудился как-то, слава Богу, нашли.

«Каникулы строго режима», 2009 (реж. Игорь Зайцев)

Ещё двоих обитателей колонии мы застали за приготовлением каши для свиней. На неё идут размолы сои и зерна, выращенных на своём поле. До прошлого года здесь содержали ещё и крупный рогатый скот. Молоко, сметана, творог от почти полусотни бурёнок быстро раскупались не только сотрудниками УФСИН, но и жителями окрестных улиц. Однако молочную ферму пришлось ликвидировать.

– Помещение, где держали коров, стало совсем ветхим, – сожалеет Людмила Шабловская. – Того и гляди обвалится. Если бы федеральная служба выделила деньги на ремонт и строительство, мы бы могли даже увеличить стадо. А так оставили двух коров для внутренних нужд.

ПРОДУКЦИЯ, которую производит подсобное хозяйство, разумеется, учитывается. Доход от её продажи идёт как на оплату труда заключённых, так и на закупку семян, удобрений, а также на развитие и поддержание самого хозяйства. Мясо продаётся в ларьке на территории учреждения. Овощи реализуются не только в свежем виде: в хозяйстве есть засолочный цех. Заготовки идут в столовые всех исправительных учреждений, расположенных на территории ЕАО. Система закупок для них, как и положено, осуществляется посредством аукционов, но солёные помидоры, огурцы и капуста, а также свежий картофель биробиджанского поселения дешевле, чем у других поставщиков, и потому реализуются полностью.

– В этом году на исправительную систему нам нужно произвести 80 тонн картофеля, восемь тонн квашеной капусты и шесть тонн солёных помидоров и огурцов, – проинформировал меня врио начальника колонии-поселения № 4 Максим КИРИЧЕК. – Сезон начался сложно, но мы надеемся, что справимся с этой задачей.

Государство выделяет на питание поднадзорных 125 рублей в сутки. Так что наличие своего огорода существенно обогащает их рацион.

– На организацию трёхразового питания денег, в принципе, хватает, – уверяет Максим Александрович. – На обед обязательно есть блюда из рыбы или мяса. Туберкулёзным больным, а также кочегарам в качестве усиленного питания даются сливочное масло, молоко. Но приусадебное хозяйство позволяет разнообразить меню, обогатить его витаминами.

На территории подсобного хозяйства есть и неподотчётная растительность. Абрикосы, вишня, смородина, клубника по мере созревания съедаются колонистами безо всякого учёта и контроля.

А столовая учреждения недавно стала готовить обеды не только для подопечных, но и для сотрудников. Услуга пользуется спросом: вкусно и гораздо дешевле, чем в обычных общепитовских точках.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio