БИРОБИДЖАН, 19 октября, «Город на Бире» – Ничего удивительного в том, что великий Мандельштам подарил восемь поэтических строчек жёлтым ботинкам. Не он первый. Были в русском творчестве и «лапти лыковые», и «валенки – не подшиты, стареньки», и даже «отличные галоши», которые «купила мама Лёше»... Обувь – это не только изящество походки, это красота, настроение, здоровье человека в конце концов. Когда-то в нашем городе сапожников было много. Без работы они не сидели и имели свою копейку круглый год. В доме по соседству с моим на Пионерской улице жил когда-то очень добрый многодетный глухонемой и умелый сапожник, который блестяще подшивал валенки всего за рубль. Он был беден, но не жаловался на жизнь, а соседи уважали его за хорошую работу. Все его дети выросли приличными людьми, но никто не стал сапожником. Нынешние обувщики, случается, сидят без работы неделями. Зарабатывают – сезонно. Настоящих специалистов и мастерские, в которых они работают, можно пересчитать по пальцам, и пальцев точно хватит, если вы босиком.
Подойди ко мне поближе,
Крепче ногу ставь сюда,
У тебя ботинок рыжий,
Не годится никуда.
Я его почищу кремом,
Чёрной бархаткой натру,
Чтобы жёлтым стал совсем он,
Словно солнце поутру.
«ТРЕБУЮТСЯ УЧЕНИКИ специалистов по ремонту обуви» – такое объявление разместил в нашей газете мастер-сапожник Игорь МИРОШКИН. По объявлению никто не пришёл.
– Молодёжь не проявляет интереса к нашей профессии, – делает невесёлый вывод Игорь, анализируя такую вот настораживающую сапожную ситуацию. – Работа трудная, чтобы овладеть профессией, нужен не один месяц и даже год. Гораздо проще подрабатывать на такси. Там можно каждый день получать деньги. В последнее время работа носит сезонный характер. Иногда по неделе, а то и больше, сидим без единого заказа. В такой же ситуации бывают и наши коллеги из других мастерских. Сейчас люди чаще покупают дешёвую китайскую обувь, которую проще проносить год, а после выкинуть и купить новую, нежели приобрести дорогую, качественную продукцию, на ремонт которой потратишь больше, чем на покупку китайского ширпотреба.
Работа у сапожников малопривлекательная: сидячая, как правило, в тесном помещении, без особых требований к соблюдению санитарно-гигиенических норм. Может быть, отчасти поэтому в сапожники никто не идёт. В единичных, исключительных случаях некоторые молодые люди овладевают этой специальностью из-за отсутствия другой работы.
Анатолий БАКШАЕВ, владелец трёх ремонтных обув-ных мастерских в Биробиджане, начинал специалистом по индивидуальному пошиву обуви на комбинате бытового обслуживания, точнее как раз в тот период, когда КБО стало малым предприятием «Элегант». В 90-е коллективу перестали платить зарплату и отправили в принудительный отпуск без содержания. Выбора у него, считай, не было: Бакшаев попросил расчёт материалами и инструментом и занялся ремонтом обуви. Поставил рабочий стол в прицеп от мотоцикла, электроэнергию подключил от соседнего ларька – так и работал, прямо на улице, сидя на ящике.
– Профессия сапожного мастера становится невыгодной, – с горечью замечает Анатолий Аркадьевич. – Как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Просто, другой работы нет, да и люди пока по-прежнему идут, нуждаются в нашей работе.
Сын Бакшаева Артём до 25 лет не брал в руки сапожного ножа и шила, ничего не знал о коже и обувных колодках. Сейчас он у отца в учениках. Артём окончил профучилище по специальности «электрогазосварщик», работал в автомобильной мастерской. Потом уехал в Белгород, женился, но на заводе, куда устроился работать, получал всего 12 тысяч рублей – ни себя прокормить, ни семью обеспечить. Подумали они с отцом, подумали и решили, что специальность сапожника ещё нужна, оплачиваема и надёжна. В перспективе можно открыть свою мастерскую – в любом городе.
Анатолий Бакшаев сумел убедить сына, что профессия сапожника пока ещё нужна людям.
В МАЛЕНЬКОЙ мастерской, куда сам порою отдаю в ремонт обувь, я познакомился ещё с одним специалистом обувного дела. Руслан АЛЕКСЕЕВ занимается ремонтом обуви более двадцати лет – как говорит он сам, «ввиду сложившихся жизненных физических обстоятельств». Серьёзная травма ноги заставила его искать именно сидячую работу.
– Может, если бы не травма, – говорит Руслан, – я бы тоже занимался чем-то другим. Работу нашел случайно, можно сказать по знакомству. Начал учиться ремеслу от безысходности, а потом просто понравилось. Учился у мастеров, просто наблюдая за их работой, повторял то, что делают они. Стало получаться, иногда даже лучше, чем у них. Конечно, ни квартиры, ни машины на наши деньги не купишь, но, как говорится, на хлеб хватает. В последнее время заказчиков стало меньше, им дешевле купить новую обувь, чем за те же деньги клеить старую. Я мог бы, конечно, научить кого-то ремонту обуви, но до сегодняшнего дня никто с такой просьбой не обращался.
ПЕЧАЛЬНАЯ жизненная закономерность наметилась: все знакомые мне мастера обрели свою профессию в силу не лучших жизненных обстоятельств. При этом все стали специалистами высокого класса. Порою они ругают свою профессию, но каждый по-своему любит её и не собирается бросать.
Осталось узнать, можно ли сегодня стать мастером по ремонту и пошиву обуви, выйдя в большую жизнь прямо со школьного двора.
На этот вопрос я попробовал получить ответ у заместителя директора биробиджанского Центра занятости населения Валентины НАДЕЛЯЕВОЙ.
– Специалистов обувного дела, – рассказывает Валентина Васильевна, – обучали на биробиджанской обувной фабрике. Там набирали учеников и готовили из них специалистов, которые работали на потоке. Вакансии, которые они подавали нам, так и назвались: «Сборщик верха обуви». Обращалась к нам в поисках ученика хозяйка мастерской по пошиву обуви Глаз Виктория Ильинична, у неё тоже была проблема со специалистами. Работа там, как известно, сдельная, а нужно ещё время, чтобы научиться. Первоначальная зарплата очень маленькая, поэтому люди не шли. Необходимость в ремонте обуви у горожан не отпала. Обувь нашей фабрики «Росток» достаточно качественная, пользуется спросом, но и она иногда требует ремонта. Я сама как жительница города не ощущаю дефицита в ремонтных мастерских. Пока ещё есть куда отнести обувь в ремонт. Другой вопрос – индивидуальный пошив. Во-первых, наличие специалистов, во-вторых, вопрос финансовый. Материалы стоят достаточно дорого, и неизвестно, сопоставим ли с затратами конечный результат работы. За последние десять лет я не помню, чтобы у нас были курсы по подготовке мастеров пошива и ремонта обуви. Безработные, состоящие у нас на учёте, ни разу не изъявили желание обучиться этой профессии, в том числе и люди, имеющие определенные ограничения и инвалидность, но способные выполнять сидячую работу.
И вроде бы нет ничего настораживающего в этих разговорах. На наш век мастеров обувных дел должно хватить. И всё же я не встретил среди них людей моложе сорока лет. Как долго они ещё будут работать? Пока здоровья хватит? Пока будет хватать на хлеб? Пока не надоест? А вот заменить их, похоже, некем.
Александр ДРАБКИН