Задействовать все устаревшие печатные станки сегодня трудно. Большую часть времени они простаивают.
К такому неутешительному выводу пришел журналист «Ди Вох», задавшись вопросом «Останется ли в Биробиджане издательский дом?»
БИРОБИДЖАН, 7 декабря, «Город на Бире» – Дом № 32 на улице Ленина – один из старейших в Биробиджане. Построен он в 1938 году и изначально проектировался так, чтобы в нём располагались редакции областных газет «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер штерн» и типография.
Оснастить последнюю помогали американские и харбинские еврейские организации.
Как утверждают архивные источники, полиграфическое оборудование здесь было одним из лучших на Дальнем Востоке. Перед войной на трёх этажах нового здания трудились более 150 полиграфистов и редакционных работников! Дом на Ленина, 32, входит в число мемориальных строений Биробиджана.
БОЛЕЕ 16 ЛЕТ моей трудовой биографии связаны с редакцией «Биробиджанской звезды». Конечно, сентенции типа «В наше время и воробьи летали выше» справедливо вызывают иронические усмешки молодых, но 80-е – начало 90-х годов действительно был замечательным периодом в истории газеты. Она тогда выходила пять раз в неделю тиражом более тридцати тысяч экземпляров. Максимальный тираж, насколько я помню, достигал 37 тысяч.
У «Биробиджанер штерн» выходные данные, конечно, и в те годы были скромнее. С начала 90-х материалы на идише здесь стали занимать только часть печатной площади, на остальной публиковались корреспонденции, статьи и информации на русском языке. В любом случае, кажется, тысяч пять экземпляров регулярно доставлялись подписчикам.
Обе газеты стоили две копейки, потом чуть больше. Рекламы в них практически не было, за исключением официальных объявлений и соболезнований родственникам умерших земляков. Разумеется, доход, получаемый от продажи газет, не окупал расходы на их издание. Однако коллективы редакций это не волновало. Обе газеты были органами обкома КПСС и облисполкома и полностью финансировались из областного бюджета.
Единственным предприятием, располагавшимся на Ленина, 32, и зарабатывающим немалые средства, была «Типография № 3» – так она называлась официально. Помимо набора, вёрстки и печати периодических изданий, в ней изготовлялась различная печатная продукция, работал переплётный цех. Заказы на бланки и квитанции поступали не только из области, но и из Хабаровского, Приморского краёв. Финансово редакции и типография не были зависимы друг от друга, каждый имел свою бухгалтерию. В целом дом на Ленина, 32, не был убыточным: типография не только окупала себя, но и отчисляла в тот самый областной бюджет, из которого кормились обе газеты.
Не знаю, какие цели преследовали те, кто во второй половине 90-х прибыльное предприятие сначала довёл до банкротства, а потом передал его в ведение редакции газеты «Биробиджанер штерн». «Звезда» попыталась стать самостоятельным независимым печатным изданием, но не очень успешно. Интерес читателей к периодике к тому времени стал падать, тиражи всех газет и журналов снижались. У типографии появились конкуренты в Хабаровске: печать там была значительно качественнее и дешевле. С годами оборудование биробиджанского печатного предприятия только изнашивалось и устаревало. Помощь со стороны правительства ему ещё оказывалась, но технического переоснащения не состоялось.
В апреле 2009 года в ЕАО появилось новое предприятие – «Издательский дом “Биробиджан”». В него вошли обе редакции и типография. Учредителем стало областное правительство.
О былой славе «Типографии № 3» напоминает только фотостенд.
ГЕНЕРАЛЬНЫМ директором издательского дома назначили Александра ШЛЮФМАНА. Почему выбор пал на него, понятно. Александр Мартынович к тому времени возглавлял частное предприятие ООО «Эпиграф», занимающееся полиграфической деятельностью. К тому же в прошлом у него имелся опыт управления большим коллективом: Шлюфман был одним из руководителей завода «Дальсельмаш». А вот почему он согласился возглавить издательский дом, лично я не понимал: идея сращивания газет и типографии и тогда не казалась мне перспективной.
– Во-первых, я привык и хотел работать в большом коллективе, а в «Эпиграфе» было всего пять сотрудников, – объясняет сейчас свой тогдашний шаг Александр Мартынович. – А во-вторых, хотите верьте, хотите нет, сыграло патриотическое чувство. Я родился и живу в Биробиджане, и обе областные газеты для меня являются неотъемлемой частью родного города.
Создание ИД «Биробиджан» не потребовало увеличения штата: к тем должностям, что были раньше в обеих редакциях, прибавились должности генерального директора и двух его заместителей. При этом появились единые службы: рекламная, хозяйственная, бухгалтерия, корректура. Администрация издательского дома взяла на себя распространение газет, закупку бумаги и расходных материалов – и от этих забот были освобождены главные редакторы газет, структура творческих цехов которых осталась неизменной.
Александр Шлюфман считает, что за несколько лет существования ИД были достигнуты определённые успехи:
– «Биробиджанская звезда» вошла в издательский дом с долгом в четыреста тысяч рублей. Мы покрыли его. За первый год общая прибыль предприятия составила примерно полмиллиона рублей. В последующие три года она была на уровне двух с половиной – трёх миллионов. Мы смогли купить кое-какое оборудование: бумагорез, ризограф, номерационную машину.
Все эти станки позволили несколько расширить ассортимент продукции, выпускаемой типографией. Однако, чтобы конкурировать с предприятиями Дальнего Востока и Китая (к тому времени они тоже вышли на российский рынок), нужно было современное печатное оборудование.
– В 2010-11 годах я подал в правительство области два бизнес-проекта, – вспоминает Александр Шлюфман. – Один из них предполагал выпуск полноценной полиграфической продукции. Для этого нужно было два с половиной миллиона рублей. Тогда же я предлагал купить современную газетную печатную машину. Её стоимость составляла пятнадцать миллионов рублей. Если бы мы тогда получили эти деньги, предприятие уже давно бы их окупило и могло бы успешно конкурировать на печатном рынке. Однако учредитель не включил мои проекты ни в одну программу. Нам сказали: мы создали вас, а вы сами зарабатывайте деньги на своё развитие.
Для выпуска газет заработанных денег хватило на приобретение подержанной офсетной печатной машины. Понятно, что повысить конкурентоспособность предприятия она не помогла. В 2014 году Александр Шлюфман по собственному желанию оставил должность.
В этих огромных цехах когда-то кипела работа.
В МАРТЕ 2016 года коллектив издательского дома выразил готовность объявить забастовку, если не будут выплачены долги по зарплате. Ещё раньше, сразу после новогодних праздников, уволился генеральный директор Константин ОЛЕННИКОВ, проработавший в этой должности чуть более года. Долг по зарплате в один миллион рублей с помощью правительства был погашен, но у предприятия оставались долги перед налоговыми органами, фондами. В марте мемориальное здание по Ленина, 32, было отключено от теплоснабжения: журналисты работали в верхней одежде и перчатках.
В августе коллектив возглавил Андрей ТЕПЛЯШИН, до этого – начальник отдела мониторинга, анализа и взаимодействия со средствами массовой информации управления по внутренней политике правительства ЕАО. В каком состоянии находится издательский дом, он чётко осознавал.
– Своей главной задачей считаю стабилизацию положения, – сказал при встрече Андрей Владимирович. – Оптимизируем штат, работаем над тем, чтобы увеличить доходы.
«Оптимизация» штата, собственно, произошла до Тепляшина. Сейчас в редакциях работают по нескольку журналистов. В типографии – тринадцать человек, включая корректоров и компьютерщиков. Материальная база в последние годы не обновлялась. А месяц назад газету «Биробиджанская звезда» решили печатать в Хабаровске. С Нового года то же произойдёт с «Биробиджанер штерн». Будут ли печатать в Биробиджане газеты «МИГ» и «Октябрьские зори», пока не решено.
Непонятно и будущее ИД. Его генеральный директор сказал, что, может быть, редакции газет и типография вновь станут самостоятельными. Не исключает такой возможности и заместитель председателя правительства ЕАО по внутренней политике Владимир ПРИХОДЬКО.
– Вывод типографии из издательского дома, создание на её базе акционерного общества и, при наличии инвестора, её переоснащение – таким я вижу будущее этого предприятия, – сказал он.
Инвестора пока нет, но Владимир Сергеевич уверен, что найдётся. Как говорится, дай бог. Однако сегодня, проходя по полупустым цехам типографии, я с грустью думал, что сюда можно водить туристов. Как в музей.
Михаил КЛИМЕНКОВ