То, что Мельпомена не покинула нас насовсем убедился журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 5 апреля, «Город на Бире» – «Ничего не будет – ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение», – пророчествовал герой фильма «Москва слезам не верит». Увы, кажется, его предсказание почти сбылось. По крайней мере, в отношении жителей малых городов, где нет репертуарных театров, и тем более сёл и посёлков. ЕАО – именно такой регион. И только раз в два года, когда проводится фестиваль «Театральная весна», можно убедиться, что Мельпомена покинула нас не насовсем.
В ЭТОМ ГОДУ на фестивале были представлены 19 спектаклей. Правда, два из них, причём самых профессиональных, – «Остров сокровищ» Молодёжного театра-студии «Образ» и «За жабры» Биробиджанского колледжа культуры и искусств – в конкурсе не участвовали. Остальные шли на разных площадках, и не только в Биробиджане, но и в сёлах пригородного района. Вряд ли нашлись зрители (за исключением членов жюри, разумеется), которые посмотрели все постановки.
Я выбрал спектакли взрослых трупп из Амурзета, Птичника, Ленинского, Облучья и Смидовича. Объясню почему. Половина заявившихся на фестиваль коллективов – детские. Наверняка среди них были интересные. Но существование драматических студий и кружков для школьников естественно: в эту прекрасную пору многие ребята любят лицедействовать и охотно выходят на подмостки. Да и в зрителях недостатка не будет: на представление придут не только друзья-товарищи, но и родственники.
Другое дело – взрослые коллективы. Казалось бы, зачем нужны самодеятельные народные театры? Те, кто любит это искусство, могут увидеть лучшие спектакли в исполнении известных артистов по телевизору, скачать в интернете. Тягаться с ними непрофессионалам просто не по силам.
– По тому, что на наши представления односельчане ходят охотно, я могу судить, что они им нужны, – не согласилась со мной художественный руководитель народного театра «Открытый занавес» из села Амурзет Евгения АКУЛОВА. – Более того, приходят люди, говорят, что тоже хотели бы участвовать в постановках. Людям надоело сидеть у телевизора, хочется живого сценического действия. Правда, к театру тянутся больше женщины.
Евгений БОРИСКИН живёт в Ленинском, учится в сельхозтехникуме, а по вечерам ходит в народный театр «Премьера».
– Я со школьной скамьи участвую в художественной самодеятельности, мне это очень нравится, – признаётся парень. – К сожалению, сегодня большинству молодых это неинтересно, так что театром я занимаюсь больше для себя. С каждой ролью во мне что-то появляется новое, я становлюсь как будто богаче.
ЛИЧНО МНЕ из просмотренных постановок больше всех понравилась «Очень простая история» народного театра современной пьесы «Седьмое чувство» из Смидовича. Во-первых, выбором пьесы. В трагикомедии украинского драматурга Марии Ладо интересный сюжет, хорошо выписанные характеры героев (в том числе и домашних животных, на равных с хозяевами участвующих в развитии сюжета), лаконичное, но выразительное оформление сцены. И актёры с удовольствием окунаются в фантасмагорическое, но такое понятное действие. Руководит этой труппой, существующей при муниципальном культурном учреждении КДЦ «Махаон», Виктор Рекрут. Состав довольно стабильный, и он постепенно пополняется подрастающими в детском театре-студии «Мы» ребятами. В «Очень простой истории» успешно дебютировали Максим Егоренко, Евгения Гордиенко.
Выбором драматургического материала вызывает уважение народный театр «Недетское время» из Облучья. Художественный руководитель Татьяна Колупаева не боится брать за основу своих сценариев серьёзные произведения. Несколько лет назад она поставила спектакль «Изгои» по мотивам пьесы Булгакова «Бег», и машинист электровоза Сергей Зволинский за исполнение сложнейшей роли генерала Хлудова был тогда отмечен специальной премией жюри фестиваля Международного летнего театрального центра «Ольхон». В этом самодеятельном коллективе творчески проявляют себя и другие представители сильной, но, увы, в массе пассивной половины человечества. Системный администратор Сергей Сергеев, учитель информатики Сергей Востряков – ведущие артисты этой труппы.
На сей раз Татьяна Колупаева написала сценарий по мотивам рассказа Шукшина «Стёпка». Артисты поют и танцуют, спектакль очень прилично костюмирован и декорирован. На фестивале состоялась премьера, и это чувствовалось: актёры волновались, темп был явно затянут. Но после доработки и обкатки спектакль обязательно будет иметь успех у зрителей.
Народный театр «Компот» уже четверть века работает в селе Птичник. Он неоднократно становился победителем в различных номинациях «Театральной весны». На сей раз режиссёр Надежда Костина выбрала пьесу Антона Финка «Два часа счастья». Непритязательная, но в целом симпатичная комедия дала возможность раскрыться актёрам. Я бы оценил поставку и игру актёров на твёрдую четвёрку.
Ленинский народный театр «Премьера» переживает сейчас нелёгкие времена. ДК, в котором он базировался, несколько лет назад сгорел. Коллектив работает где придётся, удержать в таких условиях труппу очень трудно, но режиссёр Оксана СИДОРОВА отчаянно старается привлечь в театр людей.
– Мы договорились, что будем работать в актовом зале сельхозтехникума. Далековато от центра, но те, кто хочет, не пропустят спектакль, – уверена Оксана. – Люди соскучились по живому театру.
Пока же в этом коллективе стараются выбирать пьесы с минимумом действующих лиц. В спектакле «Выйти замуж за галлюцинацию» две главных роли. Одну из них играет сама Сидорова. Не знаю, насколько близка сельским зрителям тема пьесы. Она – о материально обес-печенной, но очень одинокой женщине, единственным другом которой становится её галлюцинация. Но замах на серьёзную драматургию вызывает уважение.
А вот на спектакле «Мимо любви» народного театра «Открытый занавес» из Амурзета мне было по-настоящему обидно. Театр этот был образован несколько десятилетий назад. Он очень любим односельчанами, ездит по сёлам Октябрьского района. В нём до сих пор играют ветераны самодеятельной сцены Любовь Александровна Шулаева и Татьяна Ивановна Тимченко. Неплохо справляются со своими ролями и молодые исполнители Елена Зубова, Виктор Безручко, сама худрук Евгения Акулова. Они даже выдержали такое испытание, как отключение света во время представления – действие продолжили под фонарики на мобильниках зрителей, пожелавших досмотреть спектакль до конца! Для постановки выбрана неплохая пьеса. Но на хотя бы минимальное оформление спектакля у театра не было ни копейки.
«ДЕНЕГ НЕТ» – этот ответ на свои просьбы слышат от чиновников практически все. Быть может, работники культуры чаще других. И всё же по фестивальным спектаклям видно, что коллективы находятся не в равных условиях.
Режиссёр Смидовичского театра «Седьмое чувство» Виктор РЕКРУТ рассказал, как удалось прилично оформить спектакль:
– На создание декораций администрация городского поселения выделила пиломатериалы. Районный отдел культуры дал нам десять тысяч рублей на закупку тканей на костюмы. Несколько предпринимателей спонсировали по тысяче-две. Разумеется, готовили декорации, шили костюмы сами – в ДК есть кружок кройки и шитья. А чтобы выехать на фестиваль, глава поселения предоставил нам машину.
Как видим, поддержка народного самодеятельного театра – не столь уж разорительное дело для скромных муниципальных бюджетов. Её получает и облученское «Недетское время».
– Правда, мы и сами зарабатываем, – говорит худрук коллектива Татьяна КОЛУПАЕВА. – Гастролируем по району, вход на спектакли платный, билеты продаём по 200-300 рублей. Они идут на оформление новых представлений.
Ленинский народный театр сейчас не в том положении, чтобы давать платные спектакли. Но, по словам режиссёра Оксаны Сидоровой, администрация района не бросила его в трудные времена.
И только в Октябрьском районе ни муниципальная, ни местная власть никак не поддерживают коллектив, который, несмотря ни на что, продолжает доказывать свою нужность.
Михаил КЛИМЕНКОВ