С коллекционером познакомился корреспондент газеты «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 12 июня, «Город на Бире» — Сколько в Биробиджане музеев? Мало кто сможет точно ответить на этот вопрос. Помимо самых известных – краеведческого и современного искусства – у нас ещё не менее десяти различных ведомственных и производственных музеев. Все они содержатся либо за казённый счёт, либо за счёт предприятия. Но буквально пару дней назад у нас открылся первый частный музей. Здесь можно посмотреть на модели отечественных автомобилей в масштабе 1:43.
ЕСЛИ БЫ Евгению ТЕРЕЩЕНКО когда-то сказали, что он станет владельцем музея, он, наверное, покрутил бы пальцем у виска. Евгений Анатольевич работал в областном правительстве, только не кабинетным сотрудником, а простым водителем. Но однажды суровые биробиджанские врачи сказали ему что-то вроде: «Водительские права на стол!» А кому нужен хороший водитель с опытом работы, но не имеющий права садиться за руль? Правильно, никому. Так в Биробиджане стало одним безработным больше.
С чего вдруг ему в голову пришла мысль открыть «музей машинок», он и сам не может сформулировать. По всей видимости, это как раз тот случай, когда количество переросло в качество.
– Собирать коллекцию автомобилей я начал ещё мальчишкой, – рассказывает хозяин музея. – Тогда это была большая редкость, возили только из Москвы и Ленинграда. И качество у моделей было не очень, через несколько лет цинковый сплав просто рассыпался. Потом, разумеется, забросил это дело, но когда старший сын пошёл в первый класс, стал за хорошие оценки дарить ему по машинке.
Похоже, такой метод поощрения оказался весьма эффективным. Сейчас Андрею уже 17 лет, и он получает губернаторскую стипендию. К автомоделям с возрастом несколько охладел, но у Терещенко подрастает второй сын, которому мини-автомобили ещё интересны. На данный момент в коллекции Евгения Анатольевича 480 масштабных моделей отечественного транспорта.
«ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ» – это, само собой, об оригиналах. Сами машинки в подавляющем большинстве сделаны в Китае. В ближайшее время коллекционер ожидает ещё одну посылку – и моделей станет 488. Не спросить про стоимость такого увлечения, было бы преступлением.
– Лет десять назад модель стоила примерно триста рублей. Сейчас – от шестисот до тысячи, но бывают и дороже. Модели мотоциклов вообще могут до двух с половиной тысяч доходить и выше. Я такие пока себе позволить не могу.
Ни на «такие», ни на какие другие модели музей пока не зарабатывает. За неделю, прошедшую с открытия, сотрудники «Ди Вох» стали в нём вторыми посетителями. Но будем оптимистами – спишем низкую посещаемость на дождливую погоду. Первыми визитёрами были отец и сын, проживающие по соседству с музеем. Глаза, говорит Евгений Терещенко, у обоих загорелись сразу. Мальчик, как и все ребята его возраста, быстро всё рассмотрел и успокоился, а вот папа ещё долго и с интересом изучал продукцию отечественного автопрома.
РАССМАТРИВАТЬ здесь есть что! Редакционный водитель Игорь сразу же нашел «ВАЗ-2103», который знаком ему с младых ногтей. Хозяин музея с удовольствием показал «Москвич-412» 1971 года, на котором сначала ездил его отец, а потом он сам.
– Хорошая машина, – сокрушается Терещенко. – На ходу была. Но запчасти стали уж больно дорогие. Пришлось избавляться. Сдал на металлолом в 2014 году.
Я стал искать транспорт, который «засветился» в советских кинофильмах. Благо, экскурсовод в этом деле подкован весьма достойно.
В «СМЗ С-3А» любители комедий Леонида Гайдая сразу опознают автомобиль, на котором передвигалась неразлучная троица Трус, Балбес и Бывалый.
– Где этот чёртов инвалид?!
– Не шуми! Я инвалид!
Вообще-то Серпуховский мотоциклетный завод подразумевал, что это никакой не автомобиль, а двухместная мотоколяска. И двигатель на ней стоял соответствующий – восемь «лошадок» от мотоцикла «Иж-49». После выхода на экран «Операции Ы и других приключений Шурика» в народе сие транспортное средство стали называть «моргуновкой» – в честь актёра, сыгравшего Бывалого.
«ГАЗ М-1», более известный по фильмам и книгам как «чёрный воронок» или «чёрная Маруся». Автомобили, принадлежали НКВД, и этим всё сказано. В основном они приезжали «за кем-то». Путешествие на таком «воронке» нередко заканчивалась через долгие годы, а то и вовсе никогда.
На «ЗАЗ-965» приехали на дикий отдых дамы в кинофильме «3+2». Это ему герой Андрея Миронова дал нелестную характеристику: «О... Консервная банка системы “Запорожец”».
На стеллажах можно найти и «Фердинанд», на котором ездили Жеглов и Шарапов («ЗИС-8»), и «ГАЗ-55» – автомобиль скорой помощи из той же «Кавказской пленницы», и многие другие машины, даже те, которые не выпускались серийно.
Автомобиль «Иж-19 “Старт”» выпущен в единственном экземпляре. Он разрабатывался под молодёжь, что интересно уже само по себе, поскольку в середине 70-х, когда над ним работали, позволить себе купить машину могли единицы. «Старт» так и не поставили на поток – эта модель не вписалась в планы развития советского автопрома, а тот самый единственный экземпляр сейчас находится в музее «Иж-Авто».
С УДОВОЛЬСТВИЕМ рассматривал я модели автомобилей, но мысль, что музей долго не протянет, меня не покидала. Модели дорогие. Плюс ко всему Евгений Анатольевич зарегистрирован как предприниматель и, значит, должен платить налоги. «Коммуналка» опять-таки ему насчитывается по большему тарифу, чем физическим лицам... А билет стоит сто рублей. Сколько нужно посетителей в месяц, чтобы музей начал приносил прибыль? Думаю, человек пятьсот. Не уверен, что в Биробиджане окажется столько ценителей автомоделизма. Так что, уважаемые биробиджанцы и гости города, не упустите момент. Ознакомиться с уникальной коллекцией Евгения Терещенко пока ещё можно по адресу: Пионерская, 77 (жилкомплекс «Лотос»), в частном музее масштабных моделей отечественного транспорта «1:43».
Олег КОТОВ