Рис. Игоря КИЙКО.
Газета «Ди Вох» о насущной проблеме водителей и кондукторов пассажирских автобусов.
БИРОБИДЖАН, 14 августа, «Город на Бире» – Девятнадцать лет назад занимавший тогда пост Председателя Правительства РФ Владимир Путин пообещал террористам мочить их в туалете, если они будут пойманы в этом санитарно-бытовом заведении. Фраза вызвала как одобрение, так и иронические комментарии. Лично мне запомнилось высказывание не отличавшегося до тех пор острословием Геннадия Зюганова: «Чтобы мочить в сортире, надо как минимум сортир построить».
БИРОБИДЖАН, слава богу, не подвергался нападениям террористов. Смею надеяться, не потому, что в нём практически отсутствуют общественные туалеты. При этом лишь два в центре города более-менее отвечают санитарным требованиям. В остальные деревянные уборные побрезгует войти и злодей со взрывчаткой. Даже рядовым пешеходам трудно найти место, чтобы справить большую или малую нужду, не нарушая приличий. А как быть тем, кто движется по графику и не может оставить своё рабочее место даже на несколько минут? Я имею в виду водителей автобусов и кондукторов.
Проблема эта касается не только Биробиджана. В интернете периодически задаются вопросом, где эти работники отправляют свои естественные потребности. И получают ответы типа: «На конечной (начальной) станции каждого маршрута общественного транспорта есть диспетчерский пункт. При нём, как правило, имеется туалет общего пользования, пункт питания водителей и пункт обогрева в холодное время года».
Возможно, в каких-то российских городах и созданы такие условия для всех водителей и кондукторов. В Биробиджане лишь у тех, кто работает на маршрутах, отправляющихся от автовокзала, такой проблемы нет: там есть туалет. Однако через автовокзал пролегают всего семь городских маршрутов в окраинные микрорайоны. Из них только на Сопку и Биробиджан-2 курсирует по несколько автобусов. На остальных направлениях хватает и одного. Так что туалет здесь работники общественного транспорта не перегружают.
Более-менее решён вопрос и на некоторых других маршрутах. Как мне рассказали сами водители и кондукторы, на конечной в микрорайоне «Осенний» им разрешают пользоваться туалетом в одном из магазинов. На конечной Парковой есть туалет возле бензоколонки. Имеется место общего пользования и на Брянской, правда, это развалюшка «типа сортир».
Но вот на самых востребованных и наиболее загруженных маршрутах, проходящих через центр города, никаких «удобств» для работников общественного автотранспорта не предусмотрено. Нетрудно догадаться, где они, если приспичит, справляют нужду.
– Вот за теми гаражами, а то и за домами, – признался один из водителей на остановке «Улица Широкая». – Конечно, жители ближайших домов возмущаются, а что делать?! Не всегда можно дождаться перерыва на обед. Ну а кондуктор пользуется туалетом в «Великане» – он за две остановки до конечной. Еду дальше один, потом на обратном пути забираю её.
– Проблема есть, – признаёт и один из перевозчиков Алексей ФИШ. – Но одному её не решить – на конечные остановки ходят автобусы разных предпринимателей, а также муниципального автопредприятия. Несколько лет назад мы собирались вместе, пытались договориться, но к общему мнению не пришли. Можно, например, было бы установить биотуалеты, но кто их будет обслуживать? Так и разошлись.
В ИНТЕРНЕТЕ я нашел несколько интересных фактов. В Израиле в декабре прошлого года водители нескольких компаний обратились в комиссию Кнессета по внутренним делам, что они не имеют доступа к туалетным кабинкам и им негде справить нужду в течение долгого рабочего дня. Министерство транспорта этой страны на запрос ответило, что идут переговоры с представителями местных властей о строительстве туалетов для водителей на всех терминалах и конечных остановках.
Есть опыт отстаивания своих прав и в России. В 2008 году екатеринбургский водитель Алексей Рощин, он же лидер свободного профсоюза, обратился в суд с требованием обязать компанию, в которой он работает, обеспечить своих водителей и кондукторов туалетами на четырёх конечных остановках. И райсуд удовлетворил это требование! Однако следующая инстанция – апелляционный суд – отменила решение. Дело дошло до Конституционного суда, но и тот не встал на сторону истца. Дескать, в нормативных актах не прописано, что транспортные организации обязаны строить туалеты для своих работников. Видимо, чувствуя несправедливость этого аргумента, КС указал, что оспариваемая норма «не исключает права уполномоченных органов государственной власти вносить такие изменения в государственные нормативные требования охраны труда, которые возлагают на работодателя новые обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников». То есть переложил решение проблемы на усмотрение чиновников.
Я СПРОСИЛ у первого заместителя мэра областного центра Андрея ПИВЕНКО, будет ли что-то предпринято в этом направлении у нас. Тем более что с ноября задействуют новую маршрутную сетку. Андрей Васильевич сообщил, что аукционы уже прошли и новые договоры с перевозчиками подписаны. Пункта о необходимости установки на конечных остановках туалетов в них нет.
– Но на ближайшей встрече в мэрии с предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки в городе, этот вопрос будет поставлен, – заверил чиновник.
Будем надеяться, что сторонам удастся договориться. Может быть, стоит прислушаться к предложениям автоперевозчиков. Вот что мне рассказал предприниматель Владимир БОЛВАНЕНКО:
– Несколько лет назад я просил мэрию выделить мне участок земли на улице Широкой. Я хотел построить там бытовое помещение, где водители и кондукторы могли бы отдохнуть, перекусить, сходить в туалет. Причём не только мои работники, но и других предпринимателей. Мне отказали, а потом всю землю там отдали под киоски.
Мне кажется, что можно было бы удовлетворить просьбу автоперевозчика. Глядишь, его примеру последовали бы и другие. Ведь нормальные предприниматель – а таких большинство – всё-таки заботится о своих работниках.
Михаил КЛИМЕНКОВ