Среди прочего законопроект предлагает обязать педагогов оказывать детям первую помощь до приезда скорой
БИРОБИДЖАН, 9 июля, «Город на Бире» — По России в последние годы участились случаи, когда в школах и детских садах погибают дети. Вполне вероятно, кого-то можно было спасти, но в роковой момент педагоги почему-то не оказали им первую помощь. То ли из-за своей безграмотности в этом вопросе, то ли из-за нерешительности. Ситуацией озаботились на самом высоком уровне. Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект, согласно которому педагоги школ и детских садов должны будут пройти курсы первой помощи и в случае необходимости обязаны оказать её своим подопечным.
На биробиджанской скорой есть все условия для обучения приёмам первой помощи пострадавшим.
НА САЙТЕ областного Законодательного собрания размещён комментарий депутата Госдумы РФ от ЕАО Анатолия Тихомирова:
«Законопроект обяжет педагогов оказывать детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью. Но это лишь один из целого пакета документов, которые были разработаны депутатами Госдумы в целях сохранения здоровья детей... С принятием этого пакета требования к безопасности ребят, их жизни и здоровью ужесточились. И это правильно, потому что дети не должны страдать и тем более гибнуть из-за недосмотра, неквалифицированных действий людей, которые по долгу службы обязаны не допускать ситуаций, угрожающих их подопечным».
С КОЛЛЕГОЙ – а Анатолий Фёдорович, напомню, по своему основному образованию педиатр – солидарен главный врач Биробиджанской станции скорой медицинской помощи Леонид ГУЛЕНОК.
– Целиком поддерживаю! – одобрительно кивает Леонид Павлович. – Такой закон, конечно, нужен. Сегодня обязаны владеть навыками первой помощи сотрудники полиции, спасатели, пожарные. И все они в своё время проходили обучение на базе нашей станции. Педагоги почему-то выпали из этой категории, а ведь они имеют дело с детьми, и от их грамотных и решительных действий в экстренной ситуации зачастую зависит жизнь ребёнка. Но хочу подчеркнуть, что речь идёт об оказании первой помощи. Для оказания первой медицинской помощи требуется соответствующая квалификация.
В этой части разговора я вспомнил, как по случаю брал комментарии у подчинённых Леонида Павловича. Врачи и фельдшеры скорой тогда сетовали, что в плане оказания первой помощи люди у нас дремучие. И привели немало примеров, из которых попытку вылечить ожог сметаной можно отнести к самым безобидным.
– Я ТОЖЕ поддерживаю эти требования, хотя, честно говоря, не совсем понимаю, о чём речь, – пожала плечами заведующая пятнадцатым биробиджанским детским садом Елена БОКАРЕВА. – По федеральному закону «Об образовании» воспитатели и так должны уметь оказывать первую помощь. Соответствующие поправки были внесены в 2016 году, и в августе прошлого года все мои воспитатели прошли соответствующее обучение. В течение нескольких дней к нам специально приходил человек – врач из Центра охраны труда. Дети во время сон-часа оставались под наблюдением нянечек, а воспитатели шли на занятие. Всё было как положено: лекции с плакатами, манекенами. Отработка навыков на практике с разбором ошибок и всеми необходимыми пояснениями. В итоге все мои воспитатели сдали зачёты и получили корочки.
Елена Леонидовна подчеркнула, что полученные знания были очень и очень полезными. Лучше лишний раз проучиться, чем навредить и без того пострадавшему ребёнку сомнительными манипуляциями.
Екатерина МИСЮРА водит в бумагинский детский сад своего сына Захара. Когда я спросил её мнение, она тоже всецело поддержала законотворцев.
– Конечно, это очень важно. Медицинского работника может не оказаться в нужную минуту, и скорой тоже нужно время, чтобы приехать на вызов. А счёт может идти на минуты. Так что при несчастном случае уж лучше пусть воспитатели помогут ребёнку.
В ЦЕЛОМ отзывы я слышал только положительные, но пару раз прозвучал и негатив. Воспитатели, пожелавшие остаться неназванными, сказали, что в данном случае речь идёт не о пустяках. Это вам не разодранную коленку йодом смазать. А законодательство у нас в стране, мягко говоря, несовершенное. Окажешь помощь не совсем правильно – головы не сносить. Сделаешь всё как по учебнику, а ребёнок всё равно умрёт – тоже накажут. Уж лучше, говорят, пусть спасением жизней занимаются профессионалы.
Логика в подобных рассуждениях, согласитесь, есть. А вот выбора у воспитателей, как я понял, нет.
Я посмотрел, чем отличается статья 41 «Закона об образовании» от предлагаемого депутатами законопроекта. Ключевое слово – «обязан». В определённом смысле педагогов хотят приравнять к полицейским, спасателям, пожарным, и они тоже будут обязаны оказывать первую помощь. В нынешнем варианте они должны просто уметь её оказывать. А если обязан, значит, будет предусмотрено и какое-то наказание за бездействие.
ЮРИДИЧЕСКИЕ аспекты оказания первой помощи изложены, например, на информационном интернет-портале «Охрана труда» – ohranatruda.ru. Да и других источников много. В крайнем случае, можно прошерстить документы самостоятельно. В общих чертах картина следующая.
Статья 125 Уголовного кодекса РФ гласит, что «заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишённого возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нём заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние» наказуемо. Вилка широкая: от штрафа до года лишения свободы.
Человек освобождается от уголовного преследования, если предпринял хоть какие-то элементарные попытки помочь. Например, вызвал пострадавшему скорую помощь.
И всё же очевидно, что в какое-нибудь отрезанное от мира село скорая за минуту не примчит. А если ребёнок, скажем, подавился в школьной столовой?! Тут вообще счёт идёт на секунды, и его жизнь будет зависеть исключительно от поведения учителя.
В подобных ситуациях глупо бояться навредить мальцу ещё больше. Тем более, что человек, оказывающий помощь в исключительных условиях, защищён статьёй 39.1 УК РФ – «Крайняя необходимость». При самом печальном исходе спасающий освобождается от уголовной ответственности.
Правда, часть 2 той же статьи 39 уточняет: если случай был очевидно пустяковый, а пострадавшему оказывали первую помощь так рьяно, что навредили ещё больше, требуется разбирательство. Следователи будут выяснять, вред пострадавшему был причинён по банальному недомыслию или специально.
КАК БЫ ТО НИ БЫЛО, я законопроект тоже поддерживаю. Не раз слышал фразу про сложности проведения непрямого массажа сердца. Сломаешь рёбра – они срастутся, а вот умолкнувшее сердце уже не запустить...
Евгений СТЕПАНОВ