БИРОБИДЖАН, 2 сентября, «Город на Бире» – Более тридцати лет проработал на заводе «Дальсельмаш» Рафаил Хаймович Херсонский. И все эти годы в одной должности – токаря. Но зато каким он был мастером!
– Цех, в котором он работал все годы, обеспечивал ремонт всего оборудования завода. И самые сложные задания всегда отдавались Херсонскому, – так вспоминает Мастера золотые руки сегодня Почётный гражданин ЕАО Виллий Арнаполин, работавший с ним в одном цеху.
На митинге, посвящённом открытию памятной доски на доме по улице Шолом-Алейхема, 101, где жил Херсонский, выступили и другие люди, знавшие «Деда» (так звали его коллеги по заводу). И все отмечали не только его профессионализм, но и прекрасные человеческие качества. В коллективе он пользовался непререкаемым авторитетом и уважением. Неслучайно был награждён орденом Ленина, неоднократно избирался депутатом городского и областного советов народных депутатов. А в 1966 году стал депутатом Верховного Совета СССР.
В ЕАО Рафаил Хаймович прибыл из Херсона в 1940 году, когда его призвали в армию. Служба затянулась на долгие шесть лет. Всю войну он охранял дальневосточную границу. А после демобилизации остался в Биробиджане. Ещё до войны он успел окончить профессиональное училище, и профессия токаря пригодились ему в мирной жизни. Сначала он работал на швейной фабрике.
В 1953 году токаря высшего класса перевели на обозный завод, где готовились к производству тракторных прицепов. Свой трудовой вклад внёс он и в лучшие времена предприятия, когда гусеничные зерноуборочные комбайны с маркой «Дальсельмаш» были известны не только в СССР, но и за рубежом. На заводе трудилась инженером-технологом и его старшая дочь Софья.
Все, кто помнит Рафаила Хаймовича, отмечают его скромность. Уже будучи депутатом высшего законодательного органа страны, он продолжал жить в частном доме. И только позже переселился в однокомнатную кооперативную квартиру, которую приобрёл на собственные средства. Его младшая дочь Анна Бренер, живущая в Биробиджане, вспоминает:
– Отца не раз спрашивали, почему он не «выбил» государственную квартиру себе. Депутату Верховного Совета ССР, наверное, не отказали бы. Но он всегда показывал на бараки, окружавшие тогда его дом, и говорил: «Пока люди живут в таких условиях, я не могу просить что-либо для себя».
Рафаил Хаймович умер в 1996 году и похоронен в Биробиджане, который стал ему родным.
Максим Петров