Понедельник. Утро. За 15 минут до открытия онкологического диспансера...
БИРОБИДЖАН, 4 мая, «Город на Бире» — Количество заболевших COVID-19 в Еврейской автономии приближается к 150. Защитные маски, увы, многими уже воспринимаются как жизненная необходимость, а не учебные атрибуты, коими в советские времена служили, например, противогазы. За десятками закрытых дверей чиновники тщательно процеживают информацию для её дальнейшего распространения в народные массы, на мой взгляд, слишком упирая на инициативность нашего врио губернатора, и своим красноречивым молчанием порой мало способствуют снижению распространения всевозможных слухов. Что ж, чиновникам видней. Между тем есть ещё чем реально заниматься областным медицинским и районным учреждениям, ибо, кроме коронавируса, люди сталкиваются и с другими серьёзными смертельными заболеваниями. В нашей области, к сожалению, слишком часто…
От COVID-19 рак не пятится
Елена БАСОВА, главный врач областного онкологического диспансера:
– Реализацию национальных проектов по онкологии никто не отменял. Все мероприятия, которые мы проводим уже второй год, реализуются в полном объёме. По понятным причинам работаем в ограничительном режиме. Однако это касается только посещения поликлиники и диагностического отделения. Относительно стационара, где больные получают специальное лечение: оперативное вмешательство, химиотерапию, – никаких ограничений нет, если только, конечно, речь не идёт о сопутствующих заболеваниях. Немного отложен вопрос с лучевой терапией, но лишь потому, что у нас её нет. Соответствующую услугу наши пациенты получают на территории Амурской области и Хабаровского края, и там нас предупредили о введении определённых ограничительных мероприятий.
Регулируется проход в диспансер. Посетителей просят подождать, пока им измерят температуру и обработают руки специальным раствором. Жители города и области относятся к этому с пониманием, разумно и спокойно.
– Тем не менее нельзя исключить того, что и в ваше отделение попадут инфицированные пациенты. Готовы ли вы к этому?
– Закуплены все необходимы средства индивидуальной защиты. На сегодняшний день, в целях соблюдения санэпидрежима, мы полностью отгородились от областной больницы – через наше отделение никто не ходит. Осуществляется обычная плановая работа: закупается оборудование в рамках национального проекта, приобретаются лекарственные препараты для химиотерапевтического лечения... Я считаю себя руководителем достаточно прогрессивным – и не жду дополнительных команд сверху, поэтому все работники диспансера, и я в том числе, зарегистрировались на сайте непрерывного медицинского образования. Мы прошли спецподготовку по борьбе с COVID-19, получили сертификаты. Сейчас врачи некоторых специальностей проходят дополнительную подготовку на 36-часовых курсах.
– Означает ли это, что наша онкологическая крепость укреплена надёжно и оказание необходимой медицинской помощи пациентам гарантировано?
– Скажем так, мы приняли все меры для того, чтобы обезопасить и своих пациентов, и сотрудников от нежелательного проникновения к нам заболевания. Знаем, что некоторые районы у нас закрыты на карантин, поэтому постоянно контактируем с их эпидемиологическими службами. Прежде чем принять больного или отправить его домой, уточняем, не было ли у человека сомнительных контактов. На первом этапе этой работы к нам приезжали с липовыми справками из Октябрьского района, чтобы сделать УЗИ или забрать больничный лист. Однажды нам даже пришлось вызывать полицию, потому что женщина вела себя абсолютно неадекватно, требовала немедленной госпитализации. Жаль, люди не всегда понимают, что подвергают опасности других больных и нас, врачей... В любом случае мы созваниваемся с пациентами и сообщаем им о возможности принять их. Понимаем меру своей ответственности: специализированную онкологическую помощь жителям области пока можем оказать только мы, другие регионы для них на данный момент закрыты.
– Онкологические больные тяжелее переносят коронавирус?
– Увы, да. Наши коллеги из Поднебесной опубликовали результаты своих исследований, свидетельствующие об этом. Среди таких больных больше летальных исходов в процентном отношении.
«Проблем в учреждении нет»
Александр ЕРЁМИН, главный врач Биробиджанского противотуберкулёзного диспансера:
– Появление коронавируса в нашей области никак не повлияло на распространение заболеваемости туберкулёзом и на лечение пациентов. Некоторым образом изменилась организация нашей работы. Диспансером приостановлен амбулаторный приём больных. Лиц с подозрением на туберкулёз, которое выявляет общелечебная сеть, мы консультируем дистанционно. Нам присылают рентгеновские снимки, результаты обследования – и мы коллегиально принимаем решение о госпитализации, помещаем человека в обсерватор. Посещение пациентов у нас запрещены, передачи принимаются только после обеззараживания продуктов и предметов, разрешённых к передаче.
Не могу ничего сказать о том, осложняет ли наличие COVID-19 лечение больных туберкулёзом. Поскольку у нас пока, к счастью, нет больных туберкулёзом, заразившихся коронавирусной инфекцией, у меня попросту отсутствует какой-либо собственный опыт в этом вопросе. Обобщённый опыт нам тоже неизвестен: до нас ещё никто не доводил информацию, как в подобном случае развивалась ситуация в других противотуберкулёзных медицинских учреждениях страны. Но все медицинские работники нашего диспансера – и врачи, и средний медицинский персонал – прошли, а некоторые ещё проходят дистанционное обучение на специальном сайте. Все лекарственные препараты, необходимые для лечения туберкулёза, у нас в достаточном количестве: имеется полугодовой, а по некоторым видам и годовой запас медикаментов. С этим проблем нет.
Остаётся надеяться и верить, что уже в скором времени, после победы человечества над злобным коронавирусом, большинству пациентов онкологического и противотуберкулёзного диспансеров с помощью наших замечательных докторов удастся одолеть и их заболевания.
Александр ДРАБКИН