ШВЕДСКОЕ СЛОВО «ОМБУДСМЕН» У НАС ВРЯД ЛИ ПРИЖИВЁТСЯ – УЖ ОЧЕНЬ ТРУДНО ПРОИЗНОСИТСЯ. РУССКИЙ ПЕРЕВОД «УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА» ХОТЬ И ДЛИННЕЕ, ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛУЧШЕ. ЧИНОВНИКИ, ОСНОВНОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОТСТАИВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, УЖЕ ЕСТЬ БОЛЕЕ ЧЕМ В СТА СТРАНАХ.
В России такая должность появились сравнительно недавно – в 1994 году. Несмотря на столь короткий срок, омбудсменское ведомство стало достаточно влиятельным. Прежде всего, благодаря личностям, возглавлявшим её. Первым уполномоченным был известный правозащитник Сергей Ковалёв. Сменивший его Олег Миронов оставил меньший след в нашей памяти. Но утверждённый Государственной думой в феврале 2004 года Владимир Лукин, депутатская репутация которого ни разу не была запятнана, – человек авторитетный и в своей стране, и за рубежом. Благодаря настойчивости Владимира Петровича уполномоченные по правам человека были утверждены во всех субъектах федерации. В марте этого года появился омбудсмен и в Еврейской автономной области. На эту должность Законодательное собрание утвердило Александра ЗОЛОТУХИНА, до этого возглавлявшего городскую прокуратуру.
На своей первой пресс-конференции Александр Валерьевич рассказал, что большая часть времени со дня его утверждения ушла на организацию работы службы – регистрацию ведомства, подбор аппарата. Этот период в основном закончен. В штате уполномоченного работают шесть специалистов, все с юридическим образованием и большим опытом работы в правоохранительных и надзорных ведомствах. И хотя помещение, в котором будет работать омбудсмен и его сотрудники, ещё не отремонтировано, приём граждан ведётся с сентября в здании управления природных ресурсов по Советской, 111. За три месяца за помощью обратились более 150 жителей автономии.
Основная масса обращений касается самой больной проблемы – жилищной. Чаще всего это граждане, прошедшие многие инстанции, но так не получившие вразумительного ответа на свои претензии.
– Уполномоченный по правам человека не обладает какими-то властными полномочиями, – разъяснил Александр Золотухин. – Но мы внимательно выслушиваем человека, изучаем все документы, представленные нам гражданином, и если обнаруживается какое-то нарушение его прав, мы направляем запрос в соответствующие органы.
У уполномоченного есть право подачи иска в суд, если на его запрос ответственные лица не реагируют. Однако, отметил Александр Золотухин, таких случаев не было. Но даже если никаких нарушений прав нет, граждане получают компетентные разъяснения и рекомендации.
Примерно треть обращений касается проблем зашиты прав детей и охраны материнства. Этими вопросами во многих регионах занимаются детские омбудсмены. У нас в автономии уполномоченного по правам ребёнка нет, но Александр Золотухин убеждён, что его аппарат вполне справляется и с этой частью работы.
Ещё одна категория граждан, к обращениям которых уполномоченный по правам человека относится с особым вниманием, – это люди, находящиеся в местах лишения свободы. Заявлений по поводу условий содержания в колониях, расположенных на территории области, не было. Чаще всего заключённые обжалуют приговоры.
Аппарат уполномоченного не ограничивается только приёмом граждан, но и устраивает выезды в отдалённые населённые пункты автономии.
Институт омбудсменов по закону независим ни от каких органов власти. Однако Александр Золотухин подчеркнул, что служба уполномоченных по правам человека – не оппозиция правительству, а своеобразный мостик между гражданами и властными структурами, правоохранительными и надзорными органами. Со всеми ними заключены соглашения о взаимодействии и обмене информацией.
– Мы намерены наладить изучение того, как выполняются областные законы и постановления правительства автономии и информировать об этом Законодательное собрание и аппарат губернатор, – сообщил Александр Золотухин. – Кроме того, в ближайшее время во всех районах будут подобраны помощники их числа уважаемых людей. А впоследствии мы намерены создать общественные приёмные.
Михаил КЛИМЕНКОВ