БИРОБИДЖАН, 5 ноября, «Город на Бире» - Как предприниматели из некоммерческого фонда меняют городскую среду
Стрит-арт и картины Владислава Цапа на городских фасадах, уличные скамейки, урны и столы для пинг-понга, которые появились в последний год – работа фонда «Территория комфорта». Его создатели и партнеры – предприниматели, вложившие в городскую среду больше 3 миллионов рублей. «Город на Бире» поговорил с Александром Романовым – предпринимателем и главным двигателем проекта – чтобы понять, как фонд отбирает персоналий для граффити, сколько стоит одна работа, и откуда берутся люди, которые мешают менять облик улиц.
Панк-арт
Первым граффити будущей «Территории комфорта стал портрет рок-музыканта Михаила Горшенева возле областной филармонии. Мэрия согласовала арт-объект с первого раза, хотя в публичной среде нашлись возражения. Рисунок оставили, его и по сей день можно увидеть на бетонной стене по Проспекту 60 лет СССР, но от торжественного открытия решили отказаться. Предприниматель Александр Романов, который пригласил художника-граффитиста из Хабаровска и оплатил стрит-арт, попросил тогда не портить граффити, а выбор солиста «КиШей» объяснил любовью к рок-музыке.
– С детства мне нравится группа «Король и Шут», и когда я переехал в Биробиджан в 2014 году, узнал, что здесь же жил её основатель. Так я и круг моих знакомых решили создать стену памяти, которая началась с граффити Горшенева, - говорит Александр.
Осознанно или нет, но после первой реакции Александр выбирал персон, которых в обществе не считают скандальными. На той же стене появились Высоцкий, Бодров младший и Шолом-Алейхем. Инициативу заметили в еврейском сообществе, в гордуме, на фабрике «Росток», и помогли Александру с воплощением.
«Мы развернули страницы учебников на улицах города»
Когда арт-благоустройство стало заметным, Александр озаботился легализацией проекта. Это нужно было хотя бы для того, чтобы обезопасить себя от обвинений в вандализме,
- Сейчас мэрия помогает нам с документальным согласованием проектов, поддерживает инициативы. С каждой новой идеей для граффити мы обращаемся в администрацию города для согласования, - отмечает Александр Романов. – Уже после ищем деньги для финансирования рисунков, каждый из которых обходится почти в 100 тысяч рублей.
После создания «Территории комфорта», на улицах города появились Цой, Королёв, Попов, Гагарин, Яшин и Блехман. Такой подбор Александр называет более-менее случайным. Критерий, пожалуй, один – известность, завязанная на положительном образе.
- После Горшенева мы получили некоторое количество критики, люди задавались вопросом – «Почему рок? Неужели нет других певцов, поэтов и великих людей из других сфер?». Мы прислушались, дали горожанам то, что они хотели. Например, Лев Яшин – единственный в истории футбола вратарь, получивший «Золотой мяч». Хотя многие люди не знают, как он выглядит: когда художник наносил граффити около 23-го лицея, дети интересовались: «Кто этот дядя?», - продолжает Александр. - Большинство детей знает о космосе то, что первым полетел Гагарин. Но не многие знают, кто изобрел космический корабль. Так появился портрет Королева. То есть наш стрит-арт – это не только вопрос красоты, но еще и просвещения. Можно сказать, что мы развернули страницы учебников на улицах города.
Параллельно с портретами фонд установил лавочки и урны на Пионерской, набережной Биры и возле кинотеатра «Родина». А совсем недавно, в июне – теннисные столы в парке и на площади Ленина. Столы – бетонные, с сеточками из пластика, чтобы пережить дожди и снега. Всё это – при помощи предпринимательского сообщества, о меценатах проекта можно почитать в
Неравный бой вандала с картиной
Весной фонд нашел еще один способ освежить улицы – поместить на фасадах и стенах картины биробиджанского художника Владислава Цапа. Его работы появились на нескольких домах по Шолом-Алейхема и на стене возле обувной фабрики. Тут обнаружилось два типа недоброжелателей. Первый – неравнодушные граждане, которые не хотели ничего лишнего на своих фасадах и не давали урбанистам даже воткнуть перфоратор в розетку.
- Портрет Цоя кто-то исчеркал маркерами, на изображение Попова наклеили объявления, но всё это поправимо. Еще пострадала картина Владислава Цапа рядом с обувной фабрикой, - сетует Александр. - Мы были готовы к вандализму и ожидали намного большего ущерба. Но сейчас уже решается вопрос о реставрации.
В планах фонда - зоны отдыха, новые граффити и другие культурные объекты. Говоря о смыслах, Александр формулирует: благоустройство места, в котором он живет – это благоустройство собственного дома.
- Помощь в развитии города – это вопрос совершенствования личности, себя самого. Я здесь живу, так что делаю всё это для себя и таких как я, для того чтобы мы жили в красивом месте.
Полина Кондратьева