Фото: zseao.ru
БИРОБИДЖАН, 18 января, «Город на Бире» — Приоритетными по-прежнему остаются законы, ориентированные на социально-экономическое развитие области, повышение благосостояния ее жителей
Председатель Законодательного Собрания Любовь Павлова дала интервью телеканалу «НТК21», в котором рассказала о работе областного парламента в 2020 году. Об этом сообщают в Законодательном Собрании области.
— Любовь Алексеевна, «коронавирусный» 2020 год внес серьезные поправки в привычный режим работы многих организаций, органов власти, и Законодательное Собрание не исключение. Как пандемия повлияла на реализацию ваших планов нормотворческой деятельности?
— Это наша основная деятельность, и она никак не пострадала. Все необходимые документы, как и планировались, были приняты. Напротив, пандемия сделала нашу работу даже более интенсивной, потому что на федеральном уровне принималось много законов о поддержке граждан, организаций, бизнеса. Разумеется, мы должны были принимать аналогичные нормативные акты на региональном уровне, что мы и делали.
А вот другие направления нашей деятельности: взаимодействие с муниципалитетами, депутатами из районов, общественными организациями, пришлось ограничить, но не отменить. Например, мы нашли другой формат приема граждан: общались в режиме онлайн, по телефону, некоторые встречи все же проводили, но на улице, с соблюдением социальной дистанции. Но главное – мы не прекращали общаться со своими избирателями, а значит, быть в курсе проблем, которые волнуют людей.
— Год был тяжелым для всех. Но, на наш взгляд, особенно трудным он был и остается для медиков. И очень хорошо, что Законодательное Собрание в это время продолжило расширять перечень мер поддержки медицинских работников. Расскажите об этом подробнее.
— В области давно действует закон по привлечению в регион медицинских работников. Понятно, что принимался он для улучшения кадровой ситуации в здравоохранении. И я считаю, что этот закон эффективен. Хотя бы потому, что с его помощью определенную часть врачей нам удалось трудоустроить в областные лечебные учреждения. Изначально закон имел узкую направленность – предусмотренная им поддержка, например, подъемные от 132-х до 500 тысяч рублей в зависимости от квалификации, – распространялась только на врачей. Но было понятно, что и ФАПы тоже остро нуждаются в медработниках. И закон был дополнен нормой о подъемных в размере от 132 до 250 тысяч рублей для медицинских специалистов ФАПов.
Сегодня перечень мер поддержки значительно расширился. Это и служебное жилье для врачей, и право приобрести его в собственность через 10 лет работы, и 300 тысяч на погашение ипотеки, и другие. Закон дополняется постоянно. И вот буквально перед новым годом мы сделали это еще раз, предоставив право на получение служебного жилья всем медицинским работникам ФАПов. До этого получить квартиру могли только фельдшеры. И я думаю, что этот перечень неокончательный. Кадровая проблема остается актуальной, поэтому наверняка инициативы будут еще поступать. Будем их обсуждать, в том числе с правительством области, с сами медработниками, и принимать решения.
— Проблема с кадрами, к сожалению, не единственная в здравоохранении. На одном из заседаний фракции «Единая Россия», которую вы возглавляете, как раз проводилось совещание по качеству медицинского обслуживания населения. Какие конкретно вопросы на нем рассматривались?
— Да, действительно, в период пандемии значительно возросло число обращений граждан по поводу качества медицинского обслуживания. Понятно, чем это вызвано – число заболевших резко возросло, причем и сами врачи нередко уходили на больничный. Естественно, при большой нагрузке на медперсонал все ранее существующие проблемы заметно обострились. Поэтому мы решили обсудить ситуацию на заседании фракции «Единая Россия». Конечно, нельзя сказать, что мы собрались, все решили и все сразу стало хорошо. Мы просто проанализировали причины наиболее часто встречающихся негативных явлений и рассмотрели возможности их устранения.
Наиболее острым является вопрос о льготном лекарственном обеспечении. Он задавался почти при каждом обращении. Поэтому остановлюсь на нем подробнее. Сразу оговорюсь, что эта тема, к сожалению, еще не раз будет подниматься. И дело не только в деньгах. На мой взгляд, как раз-таки финансовая составляющая этого вопроса неплохая. И при уточнении бюджета прошлого года были добавлены средства на эти цели, и в бюджете этого года 23 млн рублей заложили. И это только пока. Поэтому говорить о том, что вся проблема в том, что нет денег, сегодня уже неактуально.
Одной из серьезных причин является процесс подачи лечебными учреждениями заявок на лекарства. Нередко это делается неправильно, непродуманно, а потом по факту выясняется, что нужных людям лекарств нет. Поэтому сейчас очень важно грамотно распорядиться теми миллионами, которые заложены на приобретение препаратов. Я думаю, что сейчас ситуация начнет выправляться, хотя ранее невыполненные обязательства сделают этот процесс небыстрым.
— Депутаты не оставили без внимания и проблемы местного бизнеса, который серьезно пострадал во время пандемии. Какие решения были приняты на региональном уровне, чтобы поддержать предпринимателей?
— Да, представители бизнеса стали одними из тех, по кому особенно сильно ударили ограничительные мероприятия. Естественно, власти не могли оставить это без внимания. Губернатором области был внесен ряд законов, направленных именно на поддержку бизнеса, и мы их все приняли. Например, для наиболее пострадавших предприятий в три раза (а для некоторых и в шесть раз) были уменьшены ставки по упрощенной системе налогообложения, вдвое – по налогу на имущество. Арендаторам земельных участков была предоставлена двухгодичная отсрочка по арендной плате и т.д.
Мы дважды вносили изменения в закон о патентной системе налогообложения. Он действует в области давно, но мы его пересматривали именно для того, чтобы снизить нагрузку на предпринимателей, вынужденных работать в условиях ограничений. Это было важно сделать еще и потому, что, как все знали, с 1 января 2021 года отменен привлекательный для малого бизнеса единый налог на вмененный доход, а наиболее близка ему как раз-таки патентная система.
Поэтому сначала мы уменьшили размеры потенциально возможного к получению годового дохода по различным видам предпринимательской деятельности, а по отдельным социально значимым видам – очень даже существенно. А затем исключили из формулы расчета стоимости патента коэффициент-дефлятор. Это было новое требование Налогового кодекса. После отмены этого коэффициента стоимость патента снизилась примерно в полтора раза.
Конечно, все это – выпадающие доходы областного бюджета, примерно полмиллиарда рублей в 2020 году, что для нас очень существенно. Но мы сделали эти шаги совершенно осознанно, понимая, что должны сохранить малый бизнес, предпринимательскую активность, квалифицированные кадры, а значит, и налоговые поступления в будущем. И не только их. На частных предприятиях трудится много людей, у них есть семьи, все они – жители нашей области, во благо которых мы и работаем.
— Год завершился, но депутаты всегда знают, чем будут заниматься в следующую сессию. Скажите, вы как-то корректировали свои планы после большой пресс-конференции президента страны?
— Я как депутат не могла не обратить внимания на вопросы, связанные с принятием поправок в Конституцию России. И, конечно же, меня заинтересовали ответы Владимира Владимировича Путина по социальной тематике. Вообще поправки в Конституцию и социальные вопросы настолько переплетены, что их трудно разделить. Например, президент подчеркнул, что теперь, без всяких ссылок на нехватку финансовых средств, мы обязаны выполнять все социальные обязательства, заложенные в обновленной Конституции. Исходя из этого мы особо выделили два направления в работе. Это приведение правовой базы ЕАО в соответствие с федеральными законами, которые уже приняты и будут приниматься в развитие конституционных поправок, а также принятие областных законов социальной направленности.
Хотя, конечно, социальные законы мы рассматривали всегда. В 2020 году их было даже больше чем обычно, и они предусматривают либо новые меры поддержки, либо расширение круга лиц, на которые распространяются, либо заметное повышение размера денежной помощи. Возьмем, к примеру, закон о прожиточном минимуме пенсионера. Он принимается ежегодно, но в прошлом году рассматривался дважды, и в итоге размер величины был повышен на 15,5 процента, что бывает далеко не ежегодно. Таким образом, в 2021 году около восьми тысяч пожилых людей смогут получать пенсию не ниже 13,5 тысячи рублей.
Или посмотрим на «детский» прожиточный минимум, который выплачивается нуждающимся семьям на третьего ребенка и последующих детей. Он увеличен на 10 процентов и сейчас составляет почти 16,5 тысяч рублей. По оценкам специалистов, в 2021 году более 1700 семей воспользуются этой мерой поддержки, а для областного бюджета это более 25 млн рублей.
В полтора раза увеличены ежемесячные денежные выплаты для региональных льготников. Пусть ненамного, но повышены стипендии для студентов областных учреждений профессионального образования, подросли выплаты для семей опекунов, увеличен размер дальневосточного материнского капитала на второго ребенка. И, что очень важно, теперь в наших социальных законах заложена норма о ежегодной индексации выплат, чего раньше не было, и в итоге суммы на некоторые меры поддержки не менялись годами. Сейчас же такая ситуация стала невозможной.
— Да, люди уже обратили внимание, что многие законы принимаются не в угоду моменту, а на перспективу. А как будет строиться ваша дальнейшая работа с учетом того, что начинающаяся с января сессия – последняя для действующего созыва?
— Будем работать как раньше, в рамках плана нормотворческой деятельности. Например, проанализируем законы, связанные с выборами депутатов Законодательного Собрания. Эти документы принимались перед избирательной кампанией нынешнего созыва. Понятно, что за несколько лет некоторые вещи изменились, и нужно посмотреть на нормативные акты с точки зрения современных реалий. Простой пример, который, что называется, на поверхности: раньше мы голосовали один день, сейчас – три. Есть и другие обстоятельства, которые нужно учитывать.
Продолжится работа над законами социальной направленности, в том числе теми, которые необходимы для приведения правовой базы области в соответствие с поправками в Конституцию и соответствующими федеральными законами. Ну и, конечно, нам еще не раз придется обращаться к бюджету текущего года. Ни для кого не секрет, что сбалансирован он лишь формально, фактически денег на первоочередные расходы не хватает. Соответственно, губернатор, правительство области будут постоянно работать с Минфином, другими федеральными ведомствами по привлечению в ЕАО дополнительных доходов. Есть основания полагать, что будут и собственные налоговые поступления сверх утвержденных. Это значит, что потребуется внесение изменений в закон об областном бюджете. Но депутаты всегда рады уточнить его в сторону увеличения.
Будем работать и по другим направлениям. Приоритетными по-прежнему остаются законы, ориентированные на социально-экономическое развитие области, повышение благосостояния ее жителей. Ведь для этого люди и выбирали нас, депутатов. И они должны чувствовать, что их интересы для власти – на первом месте.