О судьбе зелёных насаждений в Биробиджане


Практически под окнами редакции. Первый снег нынешней зимы обрушил дерево прямо на детскую площадку.

БИРОБИДЖАН, 8 декабря, «Город на Бире» – Наш город всё ещё называют зелёным. Кто-то так говорит по старой памяти или по привычке, другим просто не с чем сравнить. А мне есть с чем. Объективно: с каждым годом деревьев в Биробиджане становится всё меньше. Молодые высаживаются бессистемно, зачастую даже без учёта условий, необходимых тому или иному деревцу или кустарнику. А старые, могучие, воспетые в песнях тополя – не только они, однако тополей всё же больше всего – пока ещё радуют глаз, но повсеместно грозят вот-вот завалиться и ненароком кого-нибудь придавить.

В старом Биробиджане работал и здравствовал трест «Биробиджанзеленстрой». Это благодаря ему сегодня ласкают взор ели у зданий областного суда, правительства, мэрии... За древесными насаждениями работники этой организации ухаживали без напоминания. Мне кажется, что даже летние клумбы тогда были красивее. Вы можете возразить: просто деревья были моложе, вот и не нависали над головой смертельной угрозой.

О том, как сегодня налажена работа по озеленению города, я поинтересовался у Андрея ПИВЕНКО, заместителя мэра Биробиджана. Андрей Васильевич рассказал, что она строится в трёх направлениях. Придомовые территории благоустраивают управляющие компании или ТСЖ; ведомственные участки земли – учреждения, за которыми они закреплены; на муниципальной земле хозяйничает городское управление ЖКХ. Последнее ежегодно проводит конкурс, в котором определяется организация, в обязанность которой входит уход за деревьями и кустарниками и снос старых деревьев, представляющих угрозу. Сейчас эти функции возложены на ООО «Чистый город». В управлении работает специалист, взаимодействующий по этим вопросам с управляющими компаниями. В прошлом году была проделана большая работа, в ходе которой были определены деревья, которые необходимо спилить, и часть из них уже убрали.


Возможно, аварийные деревья следует хотя бы огородить «тревожной» лентой в бело-красную полоску.

Деревья пошли по рукам, по-другому и не скажешь. Формально всего один специалист решает, какому дереву лечь под пилу. Он человек, и он может ошибиться или недосмотреть – и тогда какое-то дерево не дождётся к себе должного внимания и будет повалено очередным шальным ураганом. Город – не личная усадьба и не дачный участок, где всё делается с любовью. Теоретически любая недовольная жизнью старушка может отправить на тот свет здоровое и красивое дерево, стоит лишь ей принести соответствующее заявление тому самому специалисту. И так случается. Например, во дворе на Дзержинского, 12, спилили три черёмухи. Кому они помешали?!

Без любви в родном городе становится холодно, грустно и постыло. К такому выводу мы пришли с Тамарой РУБЦОВОЙ, кандидатом биологических наук, заведующей лабораторией региональных биоценологических исследований ИКАРП ДВО РАН. О деревьях и кустарниках моя собеседница говорила как о близких ей существах, которым она хочет, но не всегда может помочь.

– Когда разговариваешь с людьми, – делится мыслями Тамара Александровна, – слышишь разное мнение о нашем городе. Многие отмечают, что он у нас очень зелёный. Может быть, это и так, но только если не присматриваться к зелёному наряду внимательно. Массово деревья и кустарники высаживались в сороковые и пятидесятые годы, сейчас мы наблюдаем их старение. Это естественный процесс. Деревья стареют так же, как и люди. Да и не могут они на насыпном грунте жить так же долго, как в дикой природе. Прибавьте к этому не самый здоровый состав атмосферного воздуха: выхлопные газы, дым ТЭЦ и котельных... Десятки, деревьев погибают.

Силами общественного совета мы делали ревизию деревьев, чтобы выявить те, которые следует удалить, и несколько раз передавали списки с нашими рекомендациями в мэрию. К сожалению, многие старые и больные деревья на протяжении уже нескольких лет пребывают в аварийном состоянии. Они точно не украшают наш город. В начале июня нынешнего года по нашей инициативе был проведён рейд с мэром города, в ходе которого рекомендации по уходу за зелёными насаждениями были даны ещё раз. Всё запротоколировано, установлены сроки исполнения, но до наступления зимы выполнено лишь процентов 60-70. Мэрия ссылается на отсутствие денежных средств. Между тем уход за деревьями целесообразно проводить в июне каждого года – без понуканий со стороны общественности и экологов, но системы в этой работе нет. Иногда крупным деревьям обрезают верхушки, и они погибают. Такие «деревья-колонны» потом стоят во дворах и на газонах по несколько лет. Так было возле дома 27 на Шолом-Алейхема. Их выпилили только после двух лет переписки с мэрией и управляющей компанией! Такая же ситуация на Шолом-Алейхема, 69а. Живые тополя там выпилили по просьбе жителей, а сухие стоят по сей день. Специалисты «Чистого города» говорят, что у них нет высотной техники – для работы с деревьями выше пятиэтажного дома.

При разработке правил благоустройства города я добилась, чтобы вопрос о спиле деревьев каждый раз решался при участии специалистов. В управлении ЖКХ была создана экспертная группа, в состав которой вошла Вера Борисовна Калманова, старший научный сотрудник нашего института, но, как выясняется, далеко не всегда её приглашают для проведения экспертизы. На улице Дзержинского, например, были спилены около десяти нормальных деревьев, растущих на газоне. Когда я поинтересовалась в управлении ЖКХ, на основании чего это было сделано, мне ответили: «А вы что, Тамара Александровна, из прокуратуры?» Уже после, не показав никаких документов, мне сказали, якобы жильцы дома жаловались на повышенную влажность.

В случае, когда деревья спиливаются по чьей-то просьбе, например, для строительной площадки, городу выплачивается определенная сумма на восстановление древесных насаждений. В прошлом году, например, в бюджет было уплачено более пятисот тысяч рублей, но ни копейки из этих денег не пошло целенаправлено на восстановление зелёных насаждений.

Иногда деревья высаживают по инициативе и на средства отдельных горожан, но даже это зачастую делается несвоевременно. Например, в середине октября нынешнего года посадили деревья на Октябрьской улице – под три метра высотой и без подпорок.

Год Владимира Высоцкого

Неспроста, неспроста

От родных тополей

Нас далекие манят места, –

Будто там веселей.

Неспроста, неспроста...

«Холода», 1965 г.

Я думаю, в мэрии просто не очень любят город, а так хочется, чтобы его любили! В 2011-2012 годах в городе проходили последние акции «Посади своё дерево». Тогда мэр города Андрей Пархоменко собрал неравнодушных людей, мы объезжали город, обсуждали увиденное, планировали эту работу. За два года было высажено около двух тысяч саженцев, многие укоренились и сейчас украшают наш город. Это и клён ложнозибольдов, и тополь пирамидальный серебристый, и кустарники жасмина, вейгелы, пузыреплодника. Сейчас конкретной творческой работы по озеленению в мэрии нет. Там формально к этому относятся, не заинтересовывают население города и сами не показывают положительный пример.

Ольга Петровна ЗАТЮПО, специалист управления ЖКХ мэрии города, рассказала мне о том, что удаление аварийных деревьев производится по контракту, а заключается этот контракт по конкурсу, который всегда выигрывает одна и та же организация – мастер на все руки ООО «Чистый город». Удаление деревьев производится либо по обращению граждан, либо когда общественность (в лице всё той же Рубцовой) пальцем укажет. Если какие-то деревья по сей день не убраны, это вопросы к подрядчику, а у него на всё свои причины. Что касается деревьев во дворах, так их можно сносить по решению общего собрания жильцов. За счёт мэрии деревья в городе не высаживаются уже больше десяти лет – на это нет денег. Случались годы, когда по статье «Восстановительная стоимость» на счёт мэрии поступало до трёх миллионов рублей, но считается, что эти деньги лучше иметь в бюджете, чем использовать целенаправленно на посадку деревьев.

Мне очень хочется, чтобы ещё долгие годы жителям и гостям города Биробиджан запоминался зелёным и цветущим. Чтобы старые тополя оставались радостью, а не смертельной угрозой. Чтобы даже пни во дворах использовались как украшение территории, а не торчали памятниками былой красоте.

Александр ДРАБКИН

Joomla SEF URLs by Artio