О деятельности контрразведчиков ЕАО в годы Великой Отечественной войны


Тематическая иллюстрация: cultinfo.ru.

БИРОБИДЖАН, 10 мая, «Город на Бире» — На территории Еврейской автономной области в годы Великой Отечественной войны не велись ожесточенные бои. Однако мало кто знает, что в те годы автономия стала полем для невидимого боя советских контрразведчиков и разведывательных органов милитаристской Японии.

Ещё в 1940-1941 годах Япония начала подготовку к вооружённому вторжению на территорию советского Дальнего Востока. Японская разведка собирала сведения об укреплении советской погранполосы, местах дислокации воинских частей, пропускной способности транспортных магистралей и т.д.

Забрасывая свою агентуру в массовом порядке, японцы преследовали цель глубокой зашифровки своих квалифицированных разведчиков  и обеспечивали их оседание на территории СССР. Они рассчитывали на то, что оперативно-следственный аппарат советских органов госбезопасности будет максимально загружен и распылит своё внимание на малоценных агентах.

Натиски японской разведки лишь усилились, когда СССР вступил в полномасштабную войну с фашисткой Германией.

Свой вклад в борьбу с японскими разведчиками и агентами внесли и контрразведчики Еврейской автономной области.

Рассказывает член ветеранской организации УФСБ России по ЕАО, исследователь, автор книги об истории органов безопасности в ЕАО «В едином строю» Владимир Журавлев:

«На протяжении всей войны биробиджанские контрразведчики вели сложную и напряжённую работу. Обеспечивали надёжную защиту государственных и военных секретов, объектов транспорта, связи, оборонных предприятий. Но самой важной задачей была борьба со шпионажем. Знакомясь с архивными материалами того времени, удалось получить доступ к некоторым сведениям об одной из успешных операций.

Дело было летом 1943 года. В ночь с 10 на 11 августа в районе села Сторожевое в Бирском районе автономии контрразведчики задержали Сергея Кайгородова. Внешне он практически ничем не выделялся, если бы не одно обстоятельство. При нём были обнаружены радиопередатчик, компас, карта, 3000 советских рублей, продукты питания и документы прикрытия: паспорт, справка эвакогоспиталя, командировочные удостоверения. Оказалось, что Кайгородова к нам забросили японцы с оккупированной территории Китая по Амуру.

Во время следствия Кайгородов рассказал, что он родился в Маньчжурии в семье забайкальских эмигрантов, окончил трёхмесячную военизированную агитационно-пропагандистскую школу, а затем полтора года обучался на разведкурсах Харбинской японской военной миссии.

По заданию японцев Кайгородов должен был добраться до Хабаровска, легализоваться там, организовать сбор развединформации военного, экономического и политического характера, а затем по установленному графику передавать её в японский разведцентр.

19 февраля 1944 Кайгородов был приговорён по ст. 58-6 УК РСФСР к  15-ти годам исправительно-трудовых лагерей».

О высоком профессионализме дальневосточных контрразведчиков того времени может свидетельствовать оперативный японский документ, захваченный после победы над Японией: «В настоящее время наша контрразведка в Маньчжурии по сравнению с непроницаемой, как железная стена, контрразведкой СССР слаба. Вернее, почти равна нулю, и это является одной из важнейших причин застоя в разведывательной работе».

Подробнее с историей становления органов безопасности на территории Еврейской автономной области можно познакомиться в книге Владимира Журавлева «В едином строю». Издание доступно в библиотеках автономии, а его цифровая версия размещена на сайте www.nasledie-eao.ru.

По информации пресс-службы УФСБ России по ЕАО

Joomla SEF URLs by Artio