С товарищами по работе (Алексей Кушнаренко – крайний слева).
Общество
Папа там, где звёзды
22 мая в заповеднике «Бастак» произошла трагедия. При тушении пожара погиб десантник ОГАУ «Авиалесоохрана ЕАО» 34-летний Алексей Кушнаренко. Его напарник пострадал меньше и был доставлен в больницу с серьёзными травмами. В подробности инцидента никто из официальных лиц журналистов не посвятил.
Однако нам удалось связаться со вдовой погибшего парня – Анной ИГНАТОВОЙ. Она немного рассказала о своем супруге, а также припомнила некоторые подробности того дня, когда на её семью обрушилось несчастье.
ПОЗНАКОМИЛИСЬ ОНИ семь лет назад. Подруга Анны Анюта Матвеева решила помочь ей обустроить личную жизнь и свела её со своим знакомым. Увиделись, понравились друг другу, стали встречаться. Спустя несколько месяцев сняли квартиру и стали жить вместе как муж и жена. Жили вполне дружно, хотя и не сказать, что день-деньской миловались как два голубка. У Анны, как я понял, характер довольно боевой – и она могла вдруг вскипеть по какому-нибудь поводу, словно тот самовар. Алексей, напротив, был спокойным и добродушным и в конфликтных случаях просто молча удалялся в другую комнату. Вскоре молодая жена сама остывала, и в семье снова воцарялись мир да лад.
Все домашние обязанности супруги делили на двоих: если Аня затевала мыть полы, то Лёша брался за пылесос, она – за стирку, он – за готовку. Ну и чисто мужскую домашнюю работу он выполнял, засучив рукава. Если что ломалось, два раза просить его починить не надо было. Руки у парня были приделаны к нужному месту.
Более всего Алексей любил возиться с компьютером. Но никогда не зависал на игровых сайтах. Ему более было по душе ремонтировать технику и настраивать какие-то хитрые программы. Помогал он с ремонтом и своим знакомым.
ТАК И ПРОЖИЛИ Анна с Алексеем бок о бок семь лет. Он тянул свою суженую в ЗАГС, чтобы всё честь по чести было, но как-то не сложилось, и официально они так и не зарегистрировались. Впрочем, общий ребёнок скрепил их семью прочнее всяких штампов в паспорте. Родила мальчика Анна через год с небольшим их совместной жизни. Счастливый отец нарек первенца Стёпкой. Родители в сыне души не чаяли. Когда он чуть подрос, папка стал его неизменным товарищем во всех затейливых детских развлечениях. То в машинки до полуночи играют, то новый паровоз так гоняют, что он к утру уже и не заводится. Что-то разобрать, посмотреть, «как эта штука устроена внутри», – так это для мужиков за милую душу!
Вечерами или в выходные дни, в любое время года, глава семейства брал домочадцев в охапку и тащил их на Биру. По сезону купались, рыбалили или просто гуляли, жарили шашлыки да катались на санках. А если погода не благоприятствовала, вместе смотрели фильмы. Правда, муж больше любил фантастику, а она – мелодрамы, но находили и картины, интересные обоим.
Как всякая молодая семья, они строили планы на будущее. Не наполеоновские, конечно, но вполне реальные. Алексей собирался сдать на права и купить машину. Анна хотела, чтоб они всей семьей съездили отдохнуть куда-нибудь на моря. И на единственном наследнике они останавливаться не собирались. Молодые мечтали, чтоб у них ещё была и дочь. Ничему этому сбыться было не суждено...
– ПОЖАРНЫМ ОН СТАЛ, можно сказать, случайно, – рассказывает Анна. Долго трудился на стройке, но предприятие закрылось. Надо было срочно искать работу. Уже на следующий день Лёша сообщил, что нашел в газете интересное объявление и устраивается пожарным в лесоохрану. Прошел медкомиссию, съездил на курсы в Хабаровск. И так ему нравилась эта работа! Чего он мне только не рассказывал. Как тушить такой пожар, как сякой... Я, правда, спрашивала: «Не опасно? Может, что-то поспокойней подыщешь?» А он: «Не переживай! Всё будет в порядке!» И, действительно, никогда ничего серьёзного у них не происходило. Разве только медведь или кабан выскочит на них из полыхающего леса. Но зверью, понятно, в такие моменты не до них. Ну я и сказала: «Раз тебе так сильно нравится, работай, конечно. Но будь осторожен». И, признаться, зарплата у них там неплохая. А для нас это тоже было немаловажно.
22 МАЯ. Обычный будний день. Стёпка, отметивший накануне своё шестилетие, гонял во дворе на подаренном самокате. Алексей был в «Бастаке» на пожарах. Аня хлопотала дома по хозяйству. День обещал быть дождливым, а в такую погоду огнеборцы обычно возвращались домой из своих рейдов. Так что она готовилась к приезду мужа, затеяв делать сосиски в тесте, которые он очень любил.
– Я завела тесто, вытащила сосиски, поставила на плиту варить суп, – вспоминает вдова. – И вдруг на меня такая апатия напала! Ну хоть убей – ничего делать не хочу! Со мной такого никогда не было. Я всегда мужа домой с нетерпением ждала и встречала его очень хорошо. Он любил вкусно поесть. А тут... В общем, закинула всё обратно в холодильник, суп выключила, маюсь. Не знаю, куда себя деть. А вскоре раздался звонок в дверь. Их было человек пять, кто-то в форменной одежде.
– Здравствуйте! Мы с работы вашего мужа. А где ваш сын? – спрашивают.
– Гуляет.
– Хорошо. У нас для вас трагическое известие. Сегодня при тушении пожара погиб ваш супруг Алексей Кушнаренко. Примите наши соболезнования.
Я так растерялась, для меня это был такой шок, такая несусветная чушь, что я от растерянности послала их куда подальше. Но они отпоили меня валерьянкой, успокоили и, да, убедили в том, что Лёша погиб. Они с напарником пилили дерево на пути, чтоб вездеход мог проехать дальше вглубь леса, к пожару. А кругом всё горит, треск, дым... Они отвлеклись и пропустили опасный момент. Рядом с ними горело большое лиственное дерево. Ветром его повалило, и прямо на них. Сашку вроде как ветвями отбросило, он отделался травмами. Весь удар пришелся на Лёшку. Я потом читала медицинское заключение: там такие страшные были травмы, что шансов выжить у него просто не было.
Самым мучительным было сообщить ребёнку о смерти отца. В тот день Анна не решилась на это. Но мальчишка всё равно сердцем почувствовал беду.
– Стёпа на следующий день спрашивает: «Мам, а что у тебя глаза такие красные?» Ну я и рассказала ему, что нет у нас больше папки. Он теперь не с нами будет жить. А на небе. Показываю ему вечером на звёзды: «Вот, где звёздочки, там сейчас наш папа! И он всё-всё оттуда видит!» Так Стёпка вечерами выходил на балкон, запрокидывал голову и говорил: «Папа, спокойной ночи!» Недавно фильм посмотрели, как раненого мужчину врачи спасли. Сын тут же: «А почему врачи не спасли папу?» Пришлось объяснять, что даже врачи не могут вылечить все болезни и раны. А на похороны я его не взяла. Не хотела, чтоб он отца в гробу видел. Кстати, везла на траурную церемонию меня та самая подруга – Анюта Матвеева. «Вот же судьба, – говорю ей. – Ты меня отвозила с ним знакомиться, ты же меня везёшь с ним проститься». А Стёпку я на 40 дней взяла на кладбище, показала, где теперь «папин домик».
ЭТО НЕСЧАСТЬЕ с Алексеем удвоило родительскую скорбь. Как поведала мне Аня, у Алексея было три брата. Старший живет в Биробиджане, младший служит по контракту где-то на Курилах, а вот средний пропал без вести. Ушел в армию ещё в 90-х, когда полным ходом шла чеченская война, и с тех пор нет от него никаких вестей. К кому только не обращались родные – всё без толку. А в тот день, когда мы разговаривали с Анной, мать Алексея хоронила свою мать, то есть Лёшину бабушку. Представьте, сколько горя выпало враз на эту семью.
Из-за того что отношения Кушнаренко с Игнатовой не были официально зарегистрированы, у женщины потом возникли проблемы с назначением пенсии. Благо, сын был записан на погибшего – и не так, так этак пенсию по потере кормильца ей всё же назначили. Все расходы по погребению на себя взяла лесоохрана. Друзья Алексея звонят вдове погибшего товарища, интересуются, не нужно ли чем помочь.
Ну а сама Аня теперь пытается как-то справиться с бедой и наладить свою жизнь уже без Лёши. Никто теперь в её доме не поет весёлым голосом песню Баскова «Фантазёр». Никто на ночь глядя не тянет на Биру кататься на санках. Больше нет надобности спешить с ужином. Сумеет ли время всё излечить? Будем надеяться.
Евгений СТЕПАНОВ