Подводя итоги ушедшего года, на страницах нашего портала мы вспомним наиболее интересные статьи газеты «Ди Вох» 2015 года.
Неизвестное об известном
Скромная кладбищенская жизнь
Кто следит за порядком на погостах
«По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, её невежестве или благородстве». Если принять за истину эту максиму английского просветителя Джозефа Аддисона, то о нас, жителях России, независимо от национальности, составится не очень лестное мнение. Нет, конечно, и в нашей стране есть образцовые некрополи. Например, Новодевичье, Ваганьковское кладбища в Москве, но рядовым новопреставленным туда уже давно путь заказан. Если же говорить о погостах больших и малых городов и сёл, то в основной массе они не вызывают чувства умиротворения.
Единственная дорога на кладбище никогда не ремонтировалась.
РИТУАЛЬНОЕ ДЕЛО в нашем городе развивается, и довольно успешно. По количеству фирм, оказывающих горожанам последние услуги, мы почти приблизились к уездному городу N из романа «Двенадцать стульев», в котором было так много парикмахерских и похоронных заведений, «что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».
В принципе, появление ритуальных фирм и конкуренция между ними – это даже хорошо. До их размножения родственникам умершего некогда было скорбеть: чтобы организовать похороны, приходилось изрядно побегать за документами, похоронными принадлежностями, транспортом и т.д. Сейчас приходите в фирму, заказываете то, что считаете достойным покойного и что позволяет ваш кошелёк, – и остаётся только ждать назначенного часа похорон.
Минимальная стоимость погребения – 6332,74 рубля. Она предусматривает рытьё могилы с помощью экскаватора на четвертом кладбище, подвозку песка к ней, доставку в катафалке к месту захоронения тела умершего в не обшитом тканью гробу, установку скромной тумбочки с номерным знаком вместо данных о покойнике и работу ритуальной бригады. По такому прейскуранту хоронят тех, чьё погребение оплачивает государство, а осуществляет ООО «Ритуальные услуги», которое старожилы Биробиджана по привычке называют САХом (спецавтохозяйством). Разумеется, приличные похороны обходятся дороже на порядки – предела здесь нет. В результате кладбище в целом теперь напоминает ротовую полость пожилого человека, который взялся за приведение её в порядок, но всё никак не может закончить: тут торчит золотой зуб, тут – стандартный пластмассовый мост, рядом – покосившийся и угрожающий скоро вывалиться, а здесь – вообще провал, на закрытие которого пока нет денег.
ДЕЙСТВУЮЩИХ КЛАДБИЩ в Биробиджане сейчас четыре. Все они находятся вблизи друг от друга, и захоронения производятся на всех четырёх. Общая площадь – 47 гектаров. Земля, отведённая под погосты, является собственностью мэрии, кроме насыпного участка, где сейчас производится наибольшее число захоронений – оно выделено в пользование ООО «Ритуальные услуги». Мэрия за предоставление земельных участков для захоронения денег не берёт, но на насыпи пять квадратных метров стоят 13,5 тысячи рублей – плата за планомерно производимое благоустройство этого массива (предприятие «Ритуальные услуги» имеет собственный гравийный карьер).
На новой насыпи пока не тесно.
Эта же фирма по договору с мэрией осуществляет уход за кладбищами. Однако не за всеми. В Биробиджане есть ещё два погоста, на которых уже не хоронят, но они и не закрыты, – «старое» кладбище и «еврейское». Когда возникло первое, не знаю – вероятно, вместе с Биробиджаном. Население в городе было преимущественно молодым, умирали нечасто, и этого кладбища хватило до начала 60-х годов. Второй участок – ближе к городу – был отведён в конце 40-х для погребения по иудейским традициям. Городские власти послевоенной поры пошли навстречу пожеланиям еврейского населения, но вскоре в стране была развязана антисемитская кампания. Руководителей, разрешивших открыть еврейское кладбище, обвинили в космополитизме и одновременно в национализме. После этого на еврейском кладбище появилось ещё несколько могил, и не только еврейских, но его поспешили оставить. Сегодня кладбище заросло деревьями и бурьяном, памятников и могил почти не осталось.
Никто не присматривает и за старым кладбищем. Правда, погребения тех, у кого ещё есть потомки в Биробиджане, их заботой содержатся в порядке, но в целом и этот погост тоже постепенно приходит в запустение.
БЕСХОЗНЫМИ ПО СУТИ являются и четыре кладбища, расположенные вблизи села Птичник. Общей администрации, которая бы регулировала, извините за алогизм, кладбищенскую жизнь, нет. На содержание этих погостов в порядке мэрия заключила договор с ООО «Ритуальные услуги», но перечень обязанностей невелик. Они сводятся в основном к вывозу мусора в периоды массовой уборки могил весной и осенью, расчистки зимой дорог от снега. В остальное время следят за общим порядком на территории. Штат невелик: десять рабочих под руководством бригадира. Перед родительским днём временно нанимают ещё пару человек в помощь. Есть сторож, но он охраняет лишь имущество «своей» организации. Бороться с вандалами (а они периодически активизируются) и прочими нарушителями порядка должна полиция.
Несмотря на столь скромные полномочия, ООО «Ритуальные услуги» всё-таки навело элементарный порядок в кладбищенском деле. Примерно до середины 90-х годов по документам, хранящимся в ЗАГСе, можно было узнать, когда умер человек, но где похоронен – там не указано. Если кто-то захочет найти могилу своего предка, ему придётся ходить по кладбищу. Хорошо, если место известно хотя бы приблизительно и если надписи на памятнике сохранились. В одной из ритуальных фирм мне рассказали, что однажды удалось, хоть и с большим трудом, отыскать по просьбе потомков могилу биробиджанца, похороненного в конце 50-х годов. Но обращения такие редки, если не единичны.
В 90-х годах в документах стали указывать, на каком из четырёх кладбищ покоится такой-то гражданин. Однако участки обширны, и поиски это облегчает ненамного. Разве что сами захоронения ещё сохранились, а многие участники похорон живы и могут помочь в поисках.
В 2010 году ООО «Ритуальные услуги» разделило все участки на сектора. В каждом из них восемь-десять рядов по 10-15 могил. У каждого сектора установлены таблички с указанием номера кладбища, стороны от дороги (правая или левая) и номера сектора. Все эти данные вносятся в учётные документы, так что отыскать захоронение теперь будет гораздо проще.
НЕСМОТРЯ НА ОБШИРНОСТЬ, отведённые под кладбища земли в недалёком будущем будут полностью заняты.
– Их хватит лет на пять-шесть, – считает директор ООО «Ритуальные услуги» Валерий СЕМЕНЮК. – Сейчас мэрия подыскивает новое место.
А пока в использовании кладбищенской земли есть вопросы. Как уже сказано, за неё никто не платит. Многие огораживают родные могилы с запасом. Если можно, пристраивают свежие могилы к крайним, тем самым сокращая проходы. В результате их, проходов, не то что между рядами – между секторами практически не осталось. Пробраться к некоторым могилам очень сложно. Ещё сложнее вынести мусор после уборки. Конечно, исправить это теперь практически невозможно. Но если планируется открыть новое кладбище, то нужно сразу предусмотреть порядок захоронения на нём.
И ещё об одном. Дорога, ведущая к кладбищу, находится в ужасающем состоянии. Проложена она была в незапамятные времена и пришла в полную негодность. Капитально отремонтировать её вряд ли можно: это единственный путь на кладбище, а скорбный поток, увы, не остановить. Наверное, давно пора строить новую дорогу, которая бы позволяла свободно и безопасно двигаться и транспорту, и пешеходам. Они всегда есть, а в поминальные дни сливаются в непрерывный поток. Понятно, что дело это дорогостоящее, но и откладывать его уже некуда.
Михаил КЛИМЕНКОВ