Газета «Ди Вох» продолжает знакомить читателей с интересными людьми ЕАО.
БИРОБИДЖАН, 13 мая, «Город на Бире» - Он хороший врач и безусловно приятный собеседник. По работе мне несколько раз приходилось обращаться к нему за консультацией. А самые близкие друзья обязательно отрекомендовали бы Олега Тойтмана как примерного семьянина: заботливого сына, мужа и отца. Наша очередная встреча состоялась в обществе супруги Олега – Натальи. Познакомился и с ней. Естественно, порасспросил их как журналист о том о сём, а потом вот и с вами решил услышанным поделиться.
С ВЫБОРОМ профессии он долго не маялся. Отец – врач-психиатр, и было время, возглавлял нашу областную психиатрическую больницу – ту самую, где сейчас Олег работает завотделением. Мать тоже медицинский работник, долго проработала по специальности на различных должностях. Так что Олег с детства знал, что будет врачом. В мединституте на первых порах ему полюбилась эндокринология. Чуть позже он захотел стать инфекционистом. И только к шестому курсу втянулся в свою нынешнюю специализацию.
– На третьем курсе меня отчислили из меда, – разоткровенничался Олег. – Всех студентов тогда отправили на уличные работы: велели взять инструмент и идти на улицу долбить лёд. Я не пошёл. В деканате мне сказали написать объяснительную. Я изложил, что нам, студентам-медикам, следовало бы сосредоточиться на изучении болезней, а расчищать улицы должны коммунальные службы. Меня тут же выперли из меда, даже несмотря на то, что я был отличником. Неделю я прогулял занятия, а потом всё же удалось договориться с деканатом, и я восстановился.
С годами юношеской горячности у Олега, пожалуй, поубавилась. Но вот свою принципиальную позицию, если нужно, он готов отстаивать всегда.
ИСТОРИЯ о том, как Олег охмурял свою будущую жену, меня позабавила.
– С Наташей мы были знакомы до свадьбы года три: вместе работали в детских оздоровительных лагерях. Встречались. Общались. Но без дальнейших перспектив. Хотя, врать не буду, заинтересовала она меня буквально с первой встречи…...
– Ну вот я об этом и узнала – через двенадцать лет после свадьбы, – рассмеялась Наташа.
– Так вот, – продолжает Олег. – Иду я со своими детьми с завтрака. А там давали рисовую кашу, которую я очень люблю. Короче, весь такой довольный жизнью. А навстречу в столовую идёт Наташа со своим отрядом. Спрашивает: «Что там дают?» «Отличный завтрак! – отвечаю – Рис!» А Наташа, оказывается, рис очень сильно не любит. Как она фыркнула: «Фу! Какая гадость!..»
– Я вся такая голодная была, расстроенная. А Олег ещё и добавляет: «Ах, так ты рис не любишь?! Никогда тебе, Наташа, не быть моей женой!» Я ему с таким возмущением: «А я и не претендую вообще!»
– Через год мы уже официально начали встречаться. На 8 Марта я сделал ей предложение. Наташа с ответом долго не тянула. Сыграли свадьбу. И теперь у нас уже трое детей. Георгию одиннадцать лет, Элине и Милане – по пять с половиной.
Воспитывать близняшек, поделились супруги, необычайно интересно. Вот только первая их ночь в отчем доме после роддома была совсем не забавной. Сёстры на радостях устроили родителям знатный «концерт». Следующую ночь глава семейства ожидал в страхе и смятении: вдруг повторится?! Но как отрезало! И девчата зажили своей спокойной младенческой жизнью.
Я ДУМАЛ, что Олег как хороший мальчик из правильной еврейской семьи всенепременно должен блюсти традиции и выучиться играть на скрипке. Ан нет, с музыкой у него не сложилось. Зато Наташа в годы юные окончила музыкальную школу по классу фортепиано и дополнительно, для себя, освоила ещё и скрипку. Ей даже предлагали чуть подучиться и играть в местном ансамбле скрипачей. Но это уже дело прошлое. А у сына есть все шансы сыграть в этом знаменитом творческом коллективе. Георгий учится играть на скрипке, подаёт надежды. Преподаватель даже пообещал ему, что если тот выучит и хорошо сыграет пьесу, то в следующий раз будет выступать с ансамблем.
– Причём мы его никогда не принуждали, как это часто бывает в семьях. Я ему сразу сказал: хочешь – играй, не хочешь – бросай, займись чем-нибудь другим, – комментирует рассказ жены Олег. – Ему на самом деле очень нравится музыка. А ещё наш сын увлекается баскетболом и плаванием, и мы иногда ходим на соревнования болеть за него.
Наташа со спортом дружит. Раньше занималась гимнастикой, сейчас тоже старается поддерживать хорошую форму.
Олег серьёзно спортом не увлекался никогда. Его основное хобби – нумизматика. Но и этим делом доктор Тойтман занят без лишнего фанатизма. Он готов купить или выменять интересный экземпляр, но не станет тратить баснословные деньги на какую-нибудь редкую монету. Сейчас основная часть его коллекции перекочевала на работу. Все тумбочки и этажерки в доме оказались заставлены копилками, к каждой из которых прилагается опись с подробным описанием содержимого. Наташа говорит, что устала вечно перемещать с места на место эти многочисленные сокровищницы и велела, чтоб Олег чах над своим златом где-нибудь подальше от дома.
ВПРОЧЕМ, «велела» – это сильно сказано. Судя по атмосфере, которая царит в семье, никто из супругов здесь не повелевает и не раздает домочадцам ценные указания. И Олег, и Наташа утверждают, что все насущные вопросы решают коллегиально, что дети растут без жесткого родительского давления. Где заслужили, мама с папой похвалят, а коли проштрафились, так родители могут и прикрикнуть, и наказать. Но это касается действительно серьёзных проступков. За двойку Гошу родители никогда ругать бы не стали. Да и «пары» со школы парень не таскает. Олег уже сейчас дает сыну некоторую вольность в принятии решений, потому как во взрослой жизни мужчина должен доказывать свои лидерские качества и нести за поступки полную ответственность.
Было бы неправильно утверждать, что в этой семье царит полная безмятежность. Случается, и спорят, и ссорятся. Но Олег к конфликтам относится с профессиональным спокойствием психиатра: дескать, накопленную негативную энергию человек должен выплеснуть, а носить негатив всё время в себе – это кратчайший путь к неврозу. Ну брякнули что-то сгоряча, ну поругались – а через час, глядишь, воркуют, будто ничего и не было.
МНОГИЕ биробиджанцы знают, что у Олега был очень знаменитый дед – фронтовик-орденоносец Лев Григорьевич Тойтман. Думалось мне, что уж внуку-то он рассказал немало историй из своей героической юности.
– Спрашивал я про войну, интересовался. Дед не рассказывал ничего и никогда. Как будто это была для него запретная тема. Я только незадолго до его смерти из прессы узнал, что до ранения он оказывается был снайпером. Наташин дед тоже фронтовик, и тоже никогда не рассказывал о войне.
СЕМЬЯ Тойтман много путешествует. Наташа работает в авиакассах, и это означает, что подход к организации отпуска у Тойтманов тоже в некотором роде профессиональный.
– В отпуск мы выезжаем всегда всей семьей, – делится Олег. – Это важно для семейных отношений. Советуемся. Спрашиваем детей, куда им хотелось бы поехать. Девочки первый раз побывали за границей, когда им было чуть больше двух лет. А начинаешь с ними разговаривать – они, оказывается, многое запомнили из того отпуска.
Вырваться из дома стараются хотя бы один раз в год. Обязательно всё тщательнейшим образом узнают и взвешивают: куда, когда, что, где, сколько...
Во время обычных выходных Тойтманы частенько грузятся в автомобиль и просто колесят по городу или едут на дачу к родителям Наташи. Внуков там всегда ждут с нетерпением. За штурвалом авто оба супруга чувствуют себя уверенно.
ЛИЧНО МНЕ случалось отдыхать с Олегом в одной компании. Я заметил, что, несмотря на свою особую врачебную специализацию, Олег вполне лояльно относится к горячительным напиткам, считается, что это один из лучших доступных антидепрессантов. Рюмку-две чего-нибудь стоящего опрокинуть в обществе приятных людей он обычно не прочь. Но никогда не злоупотребляет и другим излишние возлияния настоятельно не рекомендует.
Вот такой он и есть – Олег Леонидович Тойтман. Хороший человек, грамотный специалист, примерный семьянин…... И хоть Олег с Наташей уверяют, что в семье у них полное равноправие, смею предположить, что партия первой скрипки остается всё же за мужчиной.
Евгений СТЕПАНОВ