Новую технологию выращивания риса испытывают на наших полях китайцы

Журналист «Ди Вох» познакомился с ноу-хау фермеров из Поднебесной

БИРОБИДЖАН, «Город на Бире», 31 октября - Не доезжая двух-трёх километров до села Нового, Пашина машина, за которой мы следуем, свернула на полевую дорогу. Китаец Паша, переводчик ООО «Восток Лу Цзян», согласился проводить нас до производственной базы своего предприятия. Соевые поля, мимо которых мы проезжали, радовали ухоженностью. Сорняков практически нет, кусты густо усыпаны стручками. Сразу видно, что урожай вызрел солидный. Но цель этой моей командировки – не соевые, а рисовые поля.

«Восток Лу Цзян», сельхозпредприятие с китайским капиталом, в ЕАО не новичок. Землю в Ленинском районе оно впервые арендовало в 2003 году и с тех пор только расширяет свою деятельность. Сегодня его поля расположены не только вблизи Нового, но и возле сёл Бабстово, Горное. Тогда же в этих местах обосновалось ещё одно китайское предприятие – «Новая эра». Зернотоки, склады, а также бытовые помещения у них в одном месте.
Начинали оба предприятия с выращивания пшеницы и сои, эти культуры и сегодня занимают большую часть арендуемых ими полей. Свою продукцию они реализуют в России, налоги платят тоже здесь, что уже оправдывает предоставление им в аренду российской земли. Но не только в этом польза от прихода на наши земли таких вот иностранных предприятий с серьёзными намерениями. Китайцы привезли с собой новые технологии возделывания, комплексы машин – в этом они тогда заметно ушли вперёд от российских соеводов. За 15 лет наши земледельцы многому научились у них, и сегодня урожаи у многих российских фермеров ничуть не хуже, а порой и лучше, чем у их иностранных коллег. 
А в 2009 году оба эти предприятия решили попробовать выращивать вблизи Нового рис. Хотя эту крупу россияне любят и потребляют в больших количествах, возделыванием риса на нашем Дальнем Востоке занимались лишь в Приморском крае, да и то с недавних пор. У нас же в ЕАО – никогда. А между тем буквально в десятках-сотнях километров, за Амуром, рис прекрасно растёт и даёт высокие урожаи.

Главное, что, быть может, сдерживает наших земледельцев, – трудоёмкость его выращивания. Рис – культура влаголюбивая. Многие, наверное, видели по телевизору, как крестьяне какой-нибудь восточноазиатской страны по колено в воде высаживают рассаду. Правда, сейчас такую картину встретишь реже, по крайней мере в Китае. Здесь всё больше переходят на безрассадный способ возделывания риса. Семена просто замачивают в течение десяти дней, потом раскладывают их в теплицах, пока не проклюнутся. Проращённый рис засевают с помощью машин в сухую землю, и когда на стебельках появится по шесть листьев, чеки заливают водой. Чеки – это участки поля, окружённые небольшими земляными валами. С помощью насосов в них поддерживают определённый уровень влаги. В середине августа воду прекращают добавлять, чеки высыхают, и через два месяца можно приступать к уборке. Урожайность при таком способе поменьше, чем при рассадном, но всё равно приличная и в несколько раз выше, чем у прижившихся на Дальнем Востоке «хлебных» злаков – ячменя, пшеницы или овса.

Шесть лет подряд, начиная с 2009 года, выращивали рис таким способом на наших землях и оба китайских хозяйства. И получали вполне приличные урожаи – до 50 центнеров зерна с гектара. Но в этом году пошли на эксперимент: не стали делить поле на чеки и заливать их водой. То, что это экономичнее, понятно: на работу насосов в течение нескольких месяцев тратится огромное количество дорогих горюче-смазочных материалов. Но будет ли расти рис без воды?
Что это научно обоснованный эксперимент, а не авантюра, свидетельствует то, что подобные опыты проводятся сейчас и в Китае под эгидой академии. А в России они ведутся под присмотром опытного китайского агронома. Ван ШИГО (на снимке вверху) работает во влиятельной сельхозкомпании «Цзянь Шан Цзян», объединяющей 15 колхозов в провинции Хэйлунцзян, которые работают в тесной связке с учёными академии наук КНР.
– Опыты проводятся недавно, – рассказывает Ван, – но они показывают, что в регионах с повышенной влажностью не обязательно делить поле на небольшие чеки. Достаточно только окружить валом всё поле. Дождей вполне хватает для вызревания риса.

Мы едем в поле. Оно и по виду отличается от зернового или соевого. Рис посеян густо, неочищенные зерна даже трудно разглядеть в общей массе перепутанных тонких стеблей. Кажется, будто это сплошной вал сорняков – как выглядят стебли риса вблизи, я никогда не видел. Однако у комбайна, который только что прошёл круг и вышел на обочину, бункер заполнен. Из него по шнеку сыплется в кузов машины зерно. Освободившись от груза, комбайн идёт на очередной круг, а грузовик отправляется на зерноток.

Там уже скопилось изрядное количество риса. Он ещё не похож на тот, что мы привыкли покупать в магазине. Оболочка зёрен тёмно-серая. К его очистке и шлифовке приступят после окончания уборки. В перерабатывающем цеху установлено шесть видов машин, пройдя через которые рис станет шлифованным, белым, то есть приобретёт привычный товарный вид. Цех рассчитан на переработку трёх тонн зерна в час. Насколько он будет загружен, станет ясно позже, но, по словам Ван Шиго, опыт в этом году оправдался. В хозяйстве «Восток Лу Цзян» рассчитывают, что с каждого из 220 гектаров получат не менее 30-35 центнеров зерна. На такой же урожай рассчитывают и в «Новой эре». Это значит, что в магазины российского Дальнего Востока поступит порядка полутора тысяч тонн риса, выращенного в ЕАО.

Эксперимент в Новом важен ещё и тем, что технологией выращивания риса без нарезки чеков китайцы готовы поделиться и с нашими земледельцами.
– Её легко внедрить здесь, – считает Ван Шиго, – и русским легко будет её освоить, а выращивать рис выгодно.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio