Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 17292
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 270

Неутешительные выводы следователя СК о практике и перспективах суда присяжных

Обвиняемые в убийстве валютчика заявили ходатайство о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей. Сергей Люлькун, бывший старший следователь отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета России по ЕАО желает следователю, который работал по убийству, удачи в суде, так как сам относится скептически к суду присяжных

БИРОБИДЖАН, 24 июня, «Город на Бире» – К суду присяжных у меня отношение двойственное. Мне дважды довелось расследовать и направлять в суд уголовные дела об убийствах, совершённых при отягчающих обстоятельствах, по которым присяжные выносили оправдательные приговоры.

В первом случае на рабочем месте был зверски убит сторож фабрики «Элегант». Преступник пытался проникнуть в ломбард по адресу: улица Шолом-Алехейма, 44, но после сработки сигнализации покинул место преступления. На полу возле трупа нам удалось зафиксировать чёткие, пригодные к идентификации следы обуви. Работа по установлению и задержанию убийцы велась несколько месяцев и в итоге дала положительный результат. Нами был задержан ранее судимый Шевченко. На его одежде были обнаружены и изъяты микроволокна одежды потерпевшего, не оставляли сомнения и следы обуви, изъятой при обыске у преступника. Там же обнаружен нож, которым, по заключению экспертов, могло быть совершено убийство.


Осмотр места убийства сторожа фабрики «Элегант».

Шевченко заявил ходатайство о суде присяжных и был ими признан виновным. Однако из-за определённых процессуальных нарушений решение суда было отменено. При повторном рассмотрении дела преступник проявлял исключительную дерзость, угрожал расправой участникам процесса, но… был оправдан присяжными и освобождён из-под стражи прямо в зале суда. Вряд ли можно сказать, что «к счастью», но к этому времени были возобновлены уголовные дела о преступлениях, совершённых Шевченко ранее. На выходе из суда его снова задержали и водворили в камеру. После, за совершение иных преступлений, он был осуждён к нескольким годам лишения свободы.

Второе печально известное уголовное дело – об убийстве престарелой учительницы, отличницы народного образования. Сюжет почти по Достоевскому: работник УФСИНа, носивший погоны, решил поправить своё трудное материальное положение, убив соседку своего друга. Преступник знал о том, что потерпевшая занимается репетиторством и рассчитывал на значительную добычу. Он пришёл к ней в форменном обмундировании, под надуманным предлогом попросил какие-то документы, а когда потерпевшая повернулась к нему спиной, нанёс два сильных удара ножом, перебив шейные позвонки. Добыча оказалась небольшой: две тысячи восемьсот рублей. В это время в дверь квартиры позвонила пришедшая в гости сестра потерпевшей. Испугавшись, убийца спрыгнул с балкона второго этажа и скрылся. Его установили и задержали. На одежде были обнаружены и изъяты следы крови, принадлежащие убитой женщине, да и сам подозреваемый Капков на первом допросе в присутствии адвоката вины своей не отрицал.

Но после отказался от показаний и выдвинул неправдоподобную версию о том, что оказался в квартире случайно, а убийство совершил его друг. Доводы Капкова проверили и доказали их несостоятельность. С его согласия был проведён опрос с применением полиграфа и результат исследования оказался не в пользу обвиняемого. Однако по закону оглашать присяжным этот результат было нельзя. Между тем, симпатичный молодой человек, видимо, обаял присяжных, и они его оправдали. Он покинул зал суда и даже собирался снова пойти на службу в УФСИН. Выяснилось однако, что одна из присяжных по определённым причинам не имела права участвовать в процессе. Верховным судом приговор был отменён. Новый состав коллегии присяжных признал Капкова виновным и не заслуживающим снисхождения.

Приведённые мною примеры достаточно показательны. Есть в практике нашего суда и другие случаи, когда присяжные оправдывали убийц. Профессиональные судьи не вправе влиять на ситуацию. Иногда они сами недоумевают по поводу вердиктов присяжных, но профессионалы работают исключительно в рамках действующего законодательства.

Иногда я иду по городу и представляю себе, что встречаю убийцу, которому предъявлял обвинение. Он будет улыбаться мне в лицо, а я смогу лишь виновато отвернуться.

Не знаю, кто из следователей работал по убийству обменщика валюты, но искренне желаю ему удачи. Пусть приговор преступникам будем справедливым и обоснованным.

Соб. инф.

Joomla SEF URLs by Artio