Начальник профессионального аварийно-спасательного формирования ЕАО: «Мы обязаны спасать жизни людей, а не обеспечивать кому-то комфорт…»

Отнюдь не всегда люди, оказавшиеся в чрезвычайной, по их мнению, ситуации, могут рассчитывать на помощь спасателей. Один такой случай разбирал журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 8 октября, «Город на Бире» –В июле мы с друзьями, отправившись в сплав по Бире, едва не утопли. Заговорились, прошляпили момент и попали под гребёнку. В мгновение ока перевернулись и утопили всё, вплоть до обуви, телефонов и спичек. Ночь коротали на косе, голодные, трезвые, продрогшие, терзаемые мелким гнусом.

В конце концов вышли через заросли шиповника и болотную марь к федеральной трассе, где нас подобрала машина и доставила в город.

После неудачного похода я в красках описал в газете все прелести нашего непродуманного сплава. В конце статьи привел рекомендации МЧС относительно подобных выходов «на природу». А две недели назад наши добрые приятели, посчитав, что лучше учиться на собственных ошибках, также отправились покорять речные просторы и тоже попали в переплёт. При этом они всерьёз обиделись на спасателей...

ВОТ ПОВЕСТВОВАНИЕ одного из участников злосчастного сплава Вадима Г.:

– День рождения друга мы решили отпраздновать на лоне природы. Отправились 11 человек на шести лодках. Сплав решили начать с утра по Сагды-Бире, что, как выяснилось позже, оказалось не самой лучшей идеей. К вечеру планировали вернуться домой, то есть к ночёвке не готовились. Приехали, накачали лодки, отчалили. Но Сагды-Бира – речка горная, коварная. На ней множество порогов, перекатов, гребёнок, завалов. Пока плыли, перевернулись каждый по нескольку раз. Вода ледяная, все вещи и провизию утопили моментально, а что было на нас – всё промокло до нитки! Пару раз нам приходилось причалить, чтоб обсушиться и обогреться. Короче, когда мы вошли в Биру и поплыли относительно спокойно, сообразили, что к ночи домой никак не попадем. А дома нас ждут дети! И, повторюсь, ночевать на реке мы не планировали, соответственно ни спальников у нас собой не было, ни палатки. А ведь ночью уже было довольно прохладно, тем более в промокшей одежде. Сама Бира хоть и спокойней, но на ней тоже опасных мест полно. А у нас на всех только один хилый фонарик. Короче, связались мы с МЧС и попросили, чтоб нас или забрали, или сопроводили с нормальным светом до города. Оператор спросил, сколько нас, в каком мы состоянии и где находимся. Потом заверил, что с нами свяжутся через полчаса. Но никто не перезвонил. А когда мы сами в очередной раз связались с МЧС, нам ответили, что раньше утра за нами никто не приедет. Ну и пришлось нам по темноте выбираться самим. Только к полуночи мы прибыли домой. Злые на наших спасателей были страшно. Они кошек-собачек почему-то мчатся выручать. А тут 11 человек терпят бедствие, среди нас есть женщины – вот-вот могла разразиться настоящая трагедия. Ведь ночью утонуть на реке проще простого. А они даже пальцем не пошевелили. Или для того, чтобы спасатели предприняли хоть что-то, кто-нибудь из нас должен был непременно утонуть?! За что мы только, спрашивается, налоги платим?!

Речь Вадима была достаточно эмоциональной, и не все тезисы можно озвучивать в газете. Товарища я очень даже понял, но ради справедливости связался с эмчеэсниками, чтобы выслушать и их точку зрения.

ОБЪЯСНИТЬСЯ СО МНОЙ выразил готовность начальник профессионального аварийно-спасательного формирования ЕАО (г. Биробиджан) Александр ГВОЗДЕВ:

– Вот люди отправились сплавляться. А ведь мы не раз предупреждали, что в таких случаях необходимо оповестить нас: какое количество туристов, откуда и куда они направляются, какие имеются плавсредства, когда запланировано возвращение, кто старший в группе, номера контактных телефонов. Однако зачем кого-то оповещать?! Обойдутся спасатели! А случись неприятность – звонят: спасите-помогите! Если бы они перед сплавом нас предупредили, то запретить поход мы бы им, конечно, не смогли. Но настоятельно не рекомендовали бы спускаться по Сагды-Бире. Река эта очень опасная. За световой день до города было не добраться.

Почему мы не поехали на помощь этой группе? Так ведь ничего угрожающего жизни и здоровью людей не случилось. Лодки в исправности – вполне можно плыть дальше. Не хотите плыть на ночь глядя – ночуйте на косе. Срочно нужно домой – спускайте лодки и пешком идите до федеральной трассы, а там ловите машину. Но ведь всем хочется добраться домой с удобствами!

Мы посмотрели примерный маршрут, где они должны были находиться сейчас. Там ни проходов, ни подъездов к реке. Целую спасательную операцию пришлось бы разворачивать. Хотя случаи бывают разные. Недавно сплавлялась семейная пара. Перевернулись. Чуть не утонули, но благополучно выплыли на берег. Однако женщине стало плохо с сердцем, и понадобилась срочная медицинская помощь. Выехали к ним моментально и эвакуировали. Или ещё случай. Трое парней сплавлялись по Бире. Октябрь. Пропороли лодку и перевернулись. Двое выплыли на правый берег, а один на левый. Через Биру при такой температуре воды не переплыть. За ночь ребята без костра просто замерзли бы. Пришлось немедленно выезжать и вывозить их.

Раз около Облучья зимой заглох грузовик, и водитель начал замерзать. Прислали за ним пожарную машину, а он уезжать не хочет. Ему, понимаете, груз страшно оставить без присмотра в чистом поле. Отбуксировать его «пожарка» почему-то не могла. И вот всю ночь они его отогревали, а утром водитель вызвал эвакуатор и заплатил ему за буксировку.

Часто люди теряют или забывают свои ключи. Потом сообщают в МЧС: «Ключей нет! А у меня в квартире газ включен!» Вскрываем квартиру – а там нет никакой угрозы! Просто этому забывчивому пришлось бы вызвать участкового, слесаря, заплатить ему за услугу, а тут за две минуты спасатели приехали и квартиру открыли. Между прочим, это является серьёзным административным правонарушением, расцениваясь как ложный вызов экстренных служб. Другое дело, скажем, ребёнок плачет за стеной или больная старушка долго не появляется из своей квартиры. Тогда по звонку мы обязаны приехать, вскрыть квартиру и выяснить, в чём же дело. К слову, не один раз людям действительно срочно требовалась наша помощь.

А тут... Повторюсь, мы обязаны спасать жизни людей, а не обеспечивать кому-то комфорт. Мы не служба такси и не бюро добрых услуг. Жаль, что порой у людей к МЧС складывается такое потребительское отношение...

Евгений СТЕПАНОВ

От автора:

Полагаю, что этот своеобразный диалог мог бы продолжиться, и у каждой из сторон нашлось бы немало аргументов в свою пользу. Я же хочу порадоваться за друзей, что у них всё обошлось без тяжёлых последствий (И ведь будет что вспомнить!), и пожелать спасателям успехов в их нелёгкой работе.

Joomla SEF URLs by Artio