Газета «Ди Вох»: 8 апреля 1766-го, в Америке была запатентована пожарная лестница.
БИРОБИДЖАН, 14 апреля, «Город на Бире» – Удручающая цифра: за 2017 год в России в пожарах погибло 7782 человека. Кто-то из этих людей не мог спастись по определению, например те, кто прикован к кровати тяжёлой болезнью или в силу малолетнего возраста. Другие находились в пьяном угаре и сами виноваты в возгорании. Граждане в трезвом уме и добром здравии пути спасения из пожара обычно находят. И всё же не раз бывало, что людям, заблокированным на верхних этажах горящего здания, требовалось сделать страшный выбор: либо ломиться сквозь огненную стену к выходу, либо на свой страх и риск прыгать с большой высоты.
ЕДИНСТВЕННЫЙ безопасный вариант спасения – пожарная лестница. Она может быть стационарная, смонтированная на внешней стене здания по замыслу предусмотрительных проектировщиков, или мобильная – та, что находится на вооружении пожарных расчётов. Сколько раз люди, даже с навязчивой акрофобией – боязнью высоты, хватались за их ступеньки, как утопающий хватается за соломинку!
Я специально прошёлся по городу, чтобы посмотреть, где у нас имеются эти самые «спасительные соломинки». Далеко идти не пришлось. В двух шагах от нашей редакции, на проспекте 60-летия СССР, много административных зданий. Эвакуационные лестницы есть, вроде бы, на всех. Имеются они и в некоторых общежитиях, что тоже весьма ра-зумно. И всё же мне показалось, что пожарных лестниц в городе должно быть больше.
– Раньше строительство всех зданий обязательно согласовывалось с пожарным надзором, – поясняет начальник Отряда Федеральной противопожарной службы по ЕАО Иван ХУДЖИЕВ. – Специалисты оценивали возможные риски и пути отхода: какова этажность здания, сколько имеется запасных выходов и на каком они расстоянии. Если, скажем, выход из здания один-единственный и до него более двадцати метров, то в стену обязательно встраивалась пожарная лестница. А если выходов несколько, и добраться до них можно без труда, то и лестница не нужна. Без подписи пожарного надзора никакое новое здание никто в эксплуатацию не принял бы. Однако около десяти лет назад пожарный надзор лишили этой функции согласования. Теперь каждый предприниматель имеет право строить так, как ему угодно, и может вовсе не руководствоваться нормами безопасности. Более того, по новому законодательству малый бизнес проверять регулярно нельзя, как это было раньше. Ну а недавняя трагедия в Кемерово продемонстрировала, чем в итоге такая беспечность может обернуться.
Фото из архива редакции. Биробиджан, январь 2016 г., возгорание в жилой девятиэтажке.
Пожарная автолестница во всей своей красе.
Баснословных денег стационарная или наружная пожарная лестница не стоит, но и лепить её на всякое сооружение смысла нет. Они и внешний вид зданий портят, и домушников провоцируют. К слову, именно по этой причине лестницы обычно заканчиваются в нескольких метрах от земли – дабы вора лишний раз не искушать.
Что касается лестниц пожарных расчетов, то, сообщил подполковник Худжиев, одних только ручных в комплекте каждой машины – три штуки. У каждой своё назначение и свои преимущества. В принципе, натренированный пожарный только с помощью ручной лестницы может забраться хоть на небоскреб.
Все современные лестницы сделаны из прочных и очень лёгких металлов. Но и у первобытной деревянной лестницы были свои большие плюсы. В частности, она не пропускала электричество, и у огнеборцев не было риска, что на высоте их вдруг шарахнет током. Нынешние, увы, этим грешат.
Ну а пожарная автолестница, смонтированная на базе ЗИЛа, – самая универсальная. Вы можете удивиться, но она нужна не только тогда, когда горит высотка. При пожаре в подвале весь дым устремляется вверх, как правило задымление настолько сильное, что не даёт людям выйти на улицу по обычным лестницам. Ещё автолестницы необходимы, когда горят нефтяные скважины, хотя для нас это и не актуально. С их помощью часто снимают рыбаков с отколовшихся льдин.
– На вооружении наших пожарных расчётов – лестница, которая выбрасывается на высоту до тридцати метров, – довёл «боевые» характеристики Иван Сергеевич. – Для нашего города этого вполне достаточно. А вообще существуют пожарные машины с лестницами до 60 метров длиной, которые выбрасываются со скоростью три метра в секунду.
Пожарные регулярно испытывают свои лестницы на прогиб и излом, чтобы не подвели в самый ответственный момент. За наружными лестницами присматривают владельцы зданий (по крайней мере, хочется в это верить). Так что лестницы всякие нужны и важны. Пусть только они нам никогда больше не понадобятся!
Евгений СТЕПАНОВ