Террор районного масштаба
БИРОБИДЖАН, 21 февраля, «Город на Бире» — Приехать в среднюю школу села Екатерино-Никольское Октябрьского района ЕАО меня заставило письмо учителя Амурзетской средней школы Сергея Дмитриевича КОСТИНА. Он написал об «очень болезненной и не решаемой властями проблеме».
«В последние два месяца многие учителя, ученики и их родители живут в страхе от одной семьи, которая проживает в селе Амурзет. Глава семьи И. и её трое детей, двое из которых учатся в Екатерино-Никольской средней школе, буквально терроризируют учеников, учителей и персонал, угрожая расправой, оскорбляя, заходя беспрепятственно в школу, школьный автобус или останавливая на остановке. Причиной буйного поведения И. является негативное отношение учеников к её детям, но она эти проблемы подростков решает сама, в присущей ей бандитской манере.
Так, в середине декабря она ворвалась в автобус в присутствии детей, вытащила одноклассницу своей дочери В., которой нанесла побои, при этом оскорбив педагога, которая с трудом отстояла девочку. В конце декабря, приехав в Екатерино-Никольскую школу, оскорбила учителей и руководителей школы в присутствии детей.
На все обращения в правоохранительные органы ответ один: она мать малолетних детей, поэтому мы ничего не можем сделать. Её даже на три часа, предусмотренные для задержания нарушителей, не пытались изолировать от общества».
События начались в сентябре 2019 года, когда в автобусе, подвозившем амурзетских подростков в Екатерино-Никольскую школу, новая ученица заняла место одной из дочерей И. Это стало причиной конфликта между девочками. В декабре И. действительно устроила скандал с нецензурной бранью в школьном автобусе. В том же месяце она напала на В. на улице, схватила её за шею и начал душить – девочка вырвалась и дала отпор. Все действия И. сопровождались угрозами физической расправы и нецензурной бранью. Об этом мне рассказали Екатерина Владимировна ЯНУШКЕВИЧ, сопровождавшая детей, и школьник, видевший ссору.
После скандала в автобусе Янушкевич обратилась в полицию. Через несколько дней участковый вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не увидев в происшествии признаков преступления, которое ч. 1 ст. 119 УК РФ квалифицирует как угрозу убийством. Даже несмотря на то что девочка-подросток во время нападения получила телесные повреждения, которые зафиксированы в амбулаторной карте, поскольку та обращалась за медицинской помощью.
Очень к месту вспоминается старое двустишие, которое любила употреблять в подобных случаях моя мама: «Ничего, – сказали тёте, – вас убьют, тогда придёте».
Учительница начальных классов Надежда Васильевна ВЕРЗУН, очевидица конфликта в автобусе, даже по истечении полутора месяцев, со страхом вспоминает эпизод, когда мать, уверенная в своей правоте, наставляла детей: «Режьте и убивайте всех!». Неужели сотрудникам полиции не пришло в голову рассмотреть вопрос, имело ли место подстрекательство несовершеннолетнего к совершению тяжкого преступления?
– Дошло до того, – вспоминает директор Екатерино-Никольской школы Ольга Викторовна ЖИЛИНА, – что мы обращались в полицию с просьбой присылать кого-нибудь из работников на период, когда в Амурзете дети собираются в автобусе и до его отправки. Однако наши обращения не были услышаны. Начальник отделения Андрей Сычёв утверждал, что наблюдал за посадкой из машины, но мы его не видели.
Ближе к концу декабря И. ворвалась в школу, оскорбляла всех, угрожала и искала для саморучной расправы обидчиков своих детей. У этого инцидента множество свидетелей. В разговоре со мной они утверждали, что слышали, как женщина кричала «Бейте и убивайте всех, кто к вам полезет», и что она передала дочерям полиэтиленовый пакет с молотком. Впрочем, те, кто рассказывал о молотке, лично этот предмет тогда не видели.
Кроме заявления Янушкевич были и другие. К сожалению, ни в одном из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела я не увидел упоминаний о том, что по фактам деяний И. опрашивали школьников. Мотивы такого, мягко говоря, поверхностного исследования обстоятельств происшествий вполне понятны: детям жить в селе и учиться в одной школе с дочерьми непредсказуемой мамы, которая открыто призывает убивать обидчиков.
Полиция подключилась к работе после того, как администрация школы обратилась в прокуратуру. К этому времени Екатерина Янушкевич уволилась, объяснив своё решение просто и доходчиво: «Мне страшно».
По инициативе заместителя прокурора района была создана специальная рабочая группа. На заседания приглашали родителей и детей, на которых жаловалась И., приглашали и её саму. Внятного результата пока нет.
У агрессивной мамы есть взрослый сын и ещё четыре ребёнка на иждивении. В селе никто не помнит, чтобы она где-то работала. В настоящее время семья арендует трёхкомнатный дом. Недавно её поставили на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, И. привлекли к административной ответственности за причинение побоев и мелкое хулиганство. В конце декабря увидели свет постановления о передаче материалов в прокуратуру района с целью возбуждения административного производства по фактам оскорблений учителей и учеников. На момент подготовки газетной статьи решения по этим постановлениям находились в прокуратуре Октябрьского района. К этому времени И. успела устроить скандал в районной больнице, оскорбить медицинских работников, за что тоже привлечена к административной ответственности.
В феврале к разрешению опасной ситуации подключились уполномоченный по правам ребёнка в ЕАО Ирина Пинчук и зам.начальника УМВД России по ЕАО Владимир Карачун. Последний посетил районную администрацию, Екатерино-Никольскую школу и сделал свои выводы.
– На мой взгляд, – сказал Владимир Алексеевич, – раньше субъекты профилактики занимались этой семьёй самостоятельно, каждый в своём направлении, к нам никто не обращался. А с ними можно ещё работать, это не запущенная семья. Только работать надо всем вместе. При этом нужно думать о том, что в семье четверо несовершеннолетних детей. Самый простой способ – наработать материал и лишить мать родительских прав. Но кому потом нужны будут эти дети?! Не думаю, что в детском доме им будет лучше. Сложнее, но правильнее всем вместе заниматься этой семьёй и держать её на контроле. Были у нас и гораздо более тяжёлые ситуации.
Заместитель прокурора Октябрьского района Захар МЫШЛЯЕВ беседовал с И. уже после того, как в отношении неё было принято несколько решений об административных наказаниях. По его мнению, женщина не намерена делать нужные выводы. Может, открытые скандалы с её стороны и прекратятся, но сейчас И. атакует отделение полиции звонками и заявлениями. Она требует исключить из школы детей, которые, по её словам, обижают её дочерей.
С трудом, но мне всё же удалось дозвониться до героини этого материала.
– Над моими детьми издевались и продолжают издеваться, – сказала она. – Может, газета сумеет мне помочь?..
Дальше пошли многочисленные детали выяснения отношений между подростками, эпизоды издевательств со стороны ровесников.
– Мне поклялись на комиссии по делам несовершеннолетних, что всё прекратится. Сама директор школы клялась мне, – продолжила И. свои объяснения. – И молоток с собой в школу я действительно приносила. Убивать никого не собиралась. Я хотела поговорить с Б., который тоже обижал мою дочь, но мне сказали, что он может собрать целую компанию и напасть на нас, поэтому мы со старшим сыном взяли с собой в школу молоток.
Провожая детей к школьному автобусу, мать по-прежнему напутствует их словами: «Держитесь, обороняйтесь»...
Александр ДРАБКИН