БИРОБИДЖАН, 17 февраля, «Город на Бире» — «Куплю омелу дорого» – такое объявление появилось недавно в нашей газете. Это растение-паразит видел, наверное, каждый: ветвистыми шапками, зелёными и в зимние холода, увенчаны многие деревья. Издалека они похожи на вороньи гнёзда. Слышал, что омелу до сих пор используют в Англии для изготовления рождественских веночков. Но вряд ли британцы решили закупать омелу в ЕАО: где Туманный Альбион и где мы!..
ЗНАЮЩИЕ люди издавна используют целебные свойства омелы. Причём они признаны и в официальной медицине, и в народной.
Ботаники различают десятки видов этого растения. В «Википедии» больше статей об омеле белой. Названа она так по цвету плодов и растёт южнее наших широт. Препараты из неё применяются при лечении сердечно-сосудистых, кишечных и многих других заболеваний. На Дальнем Востоке прижилась и активно распространяется омела окрашенная – её плоды красного, иногда жёлтого цвета. Настои и отвары нашей омелы также обладают целебными свойствами. Возможно, кто-то знает об этом и готовит их самостоятельно. Но вот в аптеках такие средства вы не найдёте.
– Очень давно нам приходил травяной желудочный сбор, в составе которого была омела, – припомнила заведующая аптекой ГП «Фармация» Светлана НАЗАРЕНКО. – Но сейчас препаратов или сборов, в состав которых входило бы это растение, нет.
Нет у нас и приёмных пунктов, которые принимали бы какие-либо лекарственные растения.
ТАК КОМУ понадобилась омела? Позвонил по указанному телефону – и по акценту сразу понял, что говорю с китайцем. Назвался он Ромой, сказал, что готов принять омелу в сыром виде и в любом количестве по десять рублей за килограмм. Я приехал по указанному адресу. Мешки с омелой лежали на улице рядом с гаражом Ромы. На вопрос, зачем она ему, ответил: «Меня друг попросил».
Изучением свойств омелы Рома не заморачивается, но знает, что в Китае есть приёмные пункты лечебных растений, в том числе и омелы. В той же «Википедии» говорится, что в Поднебесной на её основе готовят противовирусные препараты. Настойки применяют при лечении таких опасных болезней, как полиомиелит и менингит.
Мешков с омелой Рома пока собрал немного: чуть больше двадцати. В каждом – килограммов по тридцать. Но я не ожидал и этого. Дело в том, что омелы особенно много в березняках и осинниках. Деревья эти высокие и тонкие, а омела располагается на самых верхушках, и чтобы добраться до неё, особенно сейчас, в зимней одежде, нужно обладать недюжинными ловкостью и смелостью. И, честно говоря, цена за риск свалиться с дерева – вопреки обещанию в газетном объявлении – высокой мне не показалась. Однако очевидно, что смельчаки находятся.
УДАСТСЯ ЛИ китайцу законно перевезти собранную омелу через границу? В пресс-службе Биробиджанской таможни мне сказали, что омела не входит в перечень запрещённых для перевозки растений. В принципе, из России разрешается вывозить всё, кроме так называемого стратегического сырья: семян определенных сортов, коллекционного материала и других подобных вещей, представляющих собою государственную ценность. Список запрещенных к вывозу растений и семян очень невелик, и древесный сорняк омела в него, конечно, не входит.
В принципе, нет никаких препятствий и для её сбора. Правда, заметила главный специалист-эксперт областного управления лесами Надежда РОЗЫЧЕНКОВА, для любой заготовки дикоросов по закону надо брать разрешение на использование лесного участка. Разрешений на сбор омелы управление не давало. Но и тех, кто заготавливает весной черемшу и папоротник, летом – грибы и ягоды, осенью и зимой – кедровые шишки по официально оформленным разрешениям, – единицы. Так что те, кто с риском для жизни добывает это растение, не пользующееся у нас никаким спросом, не очень-то грешат перед законом.
НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ лесов собиратели омелы тоже не влияют. Это растение-паразит вредно для деревьев: проникая внутрь ствола, оно постепенно снижает стойкость и функциональную активность растения-хозяина. В результате оно поражается вредителями, болезнями, образуются гнили, трещины, дупла. Такие деревья долго не живут. Заражённое растение можно спасти, если обрезать омелу вместе с веткой, как только она на ней появилась. Через пять-семь лет паразит превращается в спрута, который душит своего хозяина. И если в парках некоторых городов борьбу с омелой ведут, то уничтожить её в лесах, видимо, невозможно.
Разве что потребности заамурских соседей возрастут до промышленных масштабов, и это заинтересует наших безработных селян. Но, боюсь, тогда сборщики ради добычи начнут валить зараженные деревья сплошняком. Конечно, это антиутопическая картина. А с другой стороны, ещё лет тридцать назад никто и не предполагал, что более 90% полей в нашей области будут отданы сое, из-за чего наши земли начнут истощаться, при этом весь урожай будет уходить в Китай. Мы и так уже практически превратились в сырьевой придаток провинции Хэйлунцзян. Вот ещё сбор омелы осталось наладить...
Михаил КЛИМЕНКОВ