На премьере побывал журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 13 мая, «Город на Бире» - Арт-пространство «Кухня» не совсем приспособлено для театральных спектаклей. Сцены нет, лишь невысокий помост. Расстояние между зрителями и артистами сведено к минимуму. Занавеса и кулис тоже нет. Два кресла, а над ними – абстрактная конструкция из ткани и двух картин непонятного содержания. Вот, собственно, и всё оформление.
ПЬЕСА Виктории Фроловой «Женское воспитание» – вполне бытовая история взаимонепонимания матери-одиночки и взрослеющей дочери. Вот вводная ремарка:
«В ванную комнату вбегает заплаканная Лена. Хлопает дверью, задвигает шпингалет, садится на корточки, закрывает уши ладонями. Тут же начинается стук».
Ни ванной комнаты, ни двери, ни тем более шпингалета нет. Однако исполнительницы ролей Ирина ШАЙТАНОВА и Анна ПОВХ буквально с первых слов заставляют забыть об условности оформления и погрузиться в живой мир страстей этой неполной семьи.
Диалоги из пьесы, наверно, можно услышать в каждой второй семье, если не чаще:
– Кто, кто дал тебе право шариться в моем столе?!
– Здесь нет ничего твоего, запомни! Здесь всё куплено на мои деньги! Ты ещё ни копейки в дом не принесла!..
<…>
– Ты ничего не понимаешь, ты только вечно всё портишь, во всё вмешиваешься...
– Закрой рот, истеричка! У-у-у, гены отцовские, алкогольные...
Такими их сделали жизненные обстоятельства, которые, кажется, передаются по наследству из поколения в поколение. Муж – сынок директора ресторана и главного инженера. За него мать вышла замуж, чтобы оторваться «от халупки однокомнатной, от матери своей бессловесной, забитой, от единственной пары босоножек». А муженёк запил. И теперь она живёт «на полусогнутых»: начальница над ней издевается, девки в отделе смеются – в обносках ходит. Всё это она терпит ради неё, доченьки. А дочь страдает. От той же унизительной бедности. От давления не понимающей её матери. От несправедливостей в школе, где ценят учеников не по уму, а по родительскому кошельку.
Театр «Добрые люди» рассчитан на детей и подростков. Они в нём и главные актёры, и главные зрители. С расчётом на молодое поколение выбрана и пьеса, с которой дебютировал новый коллектив. Надо признать, что Виктория Фролова драматург не самый сильный. Чем-то её пьеса напоминает упрощённый вариант знаменитого «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса. Брать такую классику руководитель театра Ирина Шайтанова пока не решилась, но зато некую обеднённость драматургического материала попыталась обогатить.
Прежде всего – актёрской игрой. Сама Ирина Анатольевна – профессиональная актриса и основную партию в спектакле взяла себе. Её героиня вызывает негодование и сочувствие, возмущение и сострадание. Но очень порадовала исполнительница роли дочери Анна Повх. Эмоциональный уровень, который задаёт её наставница, девушка держит даже тогда, когда остаётся на переднем плане одна. А если учесть, что играть приходится буквально глаза в глаза со зрителями, то свой первый экзамен Аня выдержала на твёрдую пятёрку. Кстати, скоро она покинет Биробиджан и отправится в Москву, где попытается поступить в театральный вуз. Первые туры в двух известных училищах она уже выдержала. Но спектакль продолжит свою жизнь. Роль дочери репетирует другая девушка – Дарья Русакова.
На сцене всё время только двое. Но в монологах возникают и другие образы. Одноклассник Денька, с которым Лену сближает не только бедность, но и обострённое чувство несправедливости. Классная руководительница, которая буквально издевается над подростками из «нищих» семей. Монологи, в которых о них рассказывается, довольно длинны, но режиссёр Ирина Шайтанова превратила их в самые, быть может, яркие моменты спектакля.
Надо отдать должное и оформлению сцены. Аскетизм, конечно, объясняется прежде всего отсутствием средств. Театр-студия пока существует на финансовую поддержку родителей ребят, мелкие спонсорские пожертвования. Сценическую площадку бесплатно предоставило арт-пространство «Кухня». Женщины из соседнего мебельного магазина помогли пошить чехлы на кресла. Тем не менее скромность оформления не портит впечатления. А в чём-то условность декораций помогает вывести спектакль с бытового на общечеловеческий уровень. В конечном итоге он – об одиночестве человека, о необходимости взаимопонимания, о внутренних нравственных опорах. При этом режиссёр сумела избежать прямолинейности, назидательности. Например, деление сцены на красную и белую зоны каждый зритель волен толковать по-своему.
– Эта красно-белая комната мне попросту приснилась, – рассказала Ирина Анатольевна. – Я сразу поняла, что именно таким будет оформление сцены, но что оно значит конкретно, сказать не могу. Как и картины. Их нарисовали ребята. Я просто попросила, чтобы они были выдержаны в той же цветовой гамме, и рамки были одна красная, а другая белая.
СПЕКТАКЛЬ «Женское воспитание» даёт надежду на то, что в Биробиджане появился и продолжит работу интересный творческий коллектив. По словам его создателя и руководителя, в НКО «Театр-студия “Добрые люди”», зарегистрированную в сентябре 2017 года, ходят около тридцати ребят разного возраста. Они разделены на три группы – младшую (7-9 лет), среднюю (10-13) и старшую (от 14 лет). В студии не просто играют, но серьёзно постигают азы актёрской профессии. До премьеры «Женского воспитания» студийцы в основном выступали перед своими родными и друзьями с капустниками. Для родителей устраивались открытые уроки.
В мае «Женское воспитание» отыграют ещё пару раз, а потом начнут готовиться к закрытию первого сезона. Пока здесь состоялась только одна премьера, но к осени готовятся сразу три спектакля. Самые маленькие репетируют пьесу по сказкам Сергея Козлова о Ёжике и Медвежонке. Средние – инсценировку рассказов Ирины Пивоваровой «Самый дружный класс». Старшая группа покажет спектакль «Соловья баснями не кормят» по произведениям Владислава Маленко.
Вряд ли кто-либо будет спорить, что коллектив, рассчитанный на молодое поколение, городу нужен. И нам, можно сказать, повезло, что нашёлся руководитель, способный увлечь ребят. Причём делает она это профессионально и талантливо. Однако своей площадки, даже репетиционной, у «добряшек», как они себя называют, пока нет.
– Мы благодарны директору арт-пространства «Кухня», что он нас приютил, – говорит Ирина Шайтанова. – И будем работать на этой площадке, пока нас здесь принимают. Однако она годится не для всякого театрального действа. Хотелось бы иметь свой дом, пусть маленький, но всегда готовый принять ребят – и артистов, и зрителей.
Михаил КЛИМЕНКОВ